Что представляет собой банкротство туроператоров

Банкротство туроператоров в 2019 году: какие турфирмы уже обанкротились, а какие могут разориться в ближайшее время

Что представляет собой банкротство туроператоров
Надежда Клименко

26 февраля 2019

# Банкротство

В 2018 году банкротами признаны 12 туроператоров. От этого пострадали более 27 тысяч туристов. Общий ущерб оценивается в 2,5 млрд рублей.

  • Туроператоры, обанкротившиеся в 2018 году
  • Причины банкротства
  • Кто может закрыться в ближайшее время
  • Кому можно доверить свой отдых в 2019 году
  • Что делать, если туроператор обанкротился
  • Что делать, если вы на отдыхе в другой стране
  • Что делать, если вы купили путевку, и она отменена
  • Возможные трудности

В прошлом году по стране прокатилась волна банкротств туроператоров. В телесюжетах и статьях СМИ мы читали о сотнях людей, которые были вынуждены ночевать в аэропортах, потому что фирма не оплатила обратный перелет на родину.

А сколько людей потратили деньги, но в последнюю минуту распрощались с мечтами о райском отдыхе? Сегодня мы расскажем, какие турфирмы обанкротились, а какие – стоят под угрозой.

Это важно знать, чтобы не испортить будущий отпуск в 2019 году.

Туроператоры, обанкротившиеся в 2018 году

Представляем список обанкротившихся компаний в 2018 году. Примечательно, что большинство из них разорились в разгар летнего сезона. Кризис обострился в период с июня по июль, всего за 3 недели 7 компаний объявили о своих проблемах:

  • Natalie Tours;
  • Raduga Travel;
  • Polar Tour;
  • Матрешка Тур;
  • Премиум Тревэл Групп;
  • Аврора БГ;
  • Атурис Тур;
  • DSBW.

Осенью в 2018 году разорилась туристическая компания «Данко», вслед за ней объявил о своем закрытии оператор «РоссТур».

Буквально перед Новым годом начались проблемы с компанией «Жемчужная река», из-за ее задолженности перед авиакомпанией туристы не могли вернуться из Китая в Россию. На данный момент эта фирма исключена из реестра туроператоров.

Кроме того, «Интравел Столешники» должен кредиторам 500 тыс. рублей, поэтому в ближайшее время он также, скорее всего, пополнит список банкротов.

Мы публикуем самый новый список 2019 года, и пополняем его новыми банкротами.

Причины банкротства

Существует несколько причин, почему тот или иной оператор разорился.

  1. Глобальный кризис в туристической отрасли. Проблемы наблюдаются не только в России, но и в других странах. Так, за прошлый год во Франции потерпели крах 12 компаний, в Польше – 10, а в Великобритании – целая сотня. Причина упадка кроется в большой конкуренции, которая заставляет фирмы демпинговать цены и продавать путевки на невыгодных условиях.
  2. Недостаточные объемы, мощности и понимание бизнеса – это относится к молодым и мелким компаниям.
  3. Недобросовестность владельцев. Речь идет о преднамеренном банкротстве, когда под маской туристических услуг скрывается финансовая пирамида. В определенный момент организаторы схемы могут покинуть страну вместе с деньгами обманутых туристов – такие случаи зафиксированы на Украине летом 2018 года.
  4. Проблемные ситуации, которые не зависят от владельцев, например: природные катаклизмы, политические проблемы в популярных курортных странах. Дело в том, что операторы заранее выкупают места в отелях и бронируют рейсы. Если отдыхающие отказываются от путевок, фирма терпит убытки.

Если подвести итоги: глобальная причина, почему появляются банкроты-турфирмы всех проблем кроется в том, что наш рынок еще не готов к цивилизованным отношениям. Не отлажена система координации, отсутствует культура отношений с клиентами, а законодательство не в полной мере защищает пострадавших покупателей.

Кто может закрыться в ближайшее время

Аналитики не исключают, что ближе к «горячему сезону» появятся новые проблемы с путевками и рейсами. Наиболее вероятно банкротство туроператоров, которые:

  • недавно работают на рынке;
  • не имеют достаточной материальной базы и опыта для ликвидации форс-мажорных ситуаций;
  • своей целью ставят не честную работу, а заработок на сомнительных схемах.

Под наибольший риск сегодня попадают мелкие региональные фирмы.

Кому можно доверить свой отдых в 2019 году

Чтобы не стать жертвой обстоятельств, покупайте путевки у туроператоров с максимальным уровнем репутации. Это должны быть компании, которые:

  • давно работают на рынке;
  • возможно, входят в международную крупную сеть (например, TPG, TEZ TOUR);
  • являются дилерами влиятельных туристических ассоциаций (АТОР, РСТ, IATA)
  • имеют достаточно собственных ресурсов, так сказать, финансовую подушку, автобусы, самолеты, отели, гидов;
  • не предлагают путевки по явно заниженным ценам (это признак того, что компания имеет проблемы).

Следует различать понятия «банкротство турфирмы» и «банкротство туроператора». Туроператор – это компания, которая создает тур: разрабатывает маршруты, договаривается с авиакомпаниями и отелями. А турфирма – это посредник, который продает готовые путевки клиентам с небольшой надбавкой и зарабатывает на этом.

В стране насчитывается сотни тысяч фирм, а туроператоров – не более ста (причем крупных и известных – около десяти). Вы покупаете путевку не у турфирмы, а у туроператора. Именно последний отвечает за ваш отдых.

Советуем перед оформлением заказа изучить свежие рейтинги и выбрать лидирующие бренды. Эксперты различных изданий ставят на первые позиции:

  • TUI
  • TEZ Tour
  • Coral Travel
  • Mouzenidis Travel
  • Sunmar
  • Anex Tour
  • ICS Group

Высокая позиция в рейтинге не может дать стопроцентную гарантию того, что у туроператора не возникнет проблем. Стоит вспомнить историю с Natalie Tours – компанию, которая долгие годы фигурировала в ТОПах, но в итоге обанкротилась.

Что делать, если туроператор обанкротился

Порядок действия зависит от того, при каких обстоятельствах вы узнали эту новость: пребывая на отдыхе, либо ожидая вылета за рубеж.

Что делать, если вы на отдыхе в другой стране

В таком случае есть 2 варианта:

  1. Вы обращаетесь в Ростуризм или ассоциацию «Турпомощь», чтобы вам помогли вернуться домой, – оплатили самолет и трансфер. Горячие линии этих организаций есть на официальных сайтах. Либо вы можете заранее записать телефоны перед отправлением в страну отдыха.
  2. Вы самостоятельно оплачиваете номера в отеле и рейс домой, а затем в судебном порядке требуете возмещения убытков от страховой компании. У каждого оператора есть страхование, по закону пострадавшей стороне полагается возвратить все убытки.

Сохраняйте все чеки и билеты до судебного разбирательства. Это должны быть не только квитанции на размещение в отеле, но и, например, за покупку еды и воды в аэропорту, если ваш рейс отменили по вине разорившегося турагенства.

Что делать, если вы купили путевку, и она отменена

В таком случае нужно не терять времени: подготовить все необходимые документы и обращаться в страховую компанию за возмещением ущерба. К заявлению следует приложить копии:

  • паспорта,
  • договора с туроператором,
  • документов, которые подтверждают материальный ущерб (чеки).

Следует помнить, что не во всех случаях «страховщики» полностью покрывают расходы туристов. Дело в том, что каждый оператор выплачивает только определенную страховую сумму (у кого-то лимит больше, у кого-то он меньше). Если пострадавших лиц много, то сумма выплат делится между истцами, и далее уже эксперты определяют процент, который будет возмещен.

Вы имеете право обратиться в суд за возмещением морального ущерба. Если страховая компания по тем или иным причинам отказывается компенсировать убытки, вы можете решить вопрос в соответствии с российским законодательством.

Возможные трудности

Страховка от банкротства туроператора – это не гарантия того, что пострадавшим клиентам будут выплачены деньги.

Нюанс в том, что российское законодательство практически не регулирует деятельность самих туристических фирм и дает финансовых гарантий потребителям.

Кроме того, выше мы уже говорили, если размер финансового обеспечения очень мал, этого не хватит, чтобы возместить потери всем пострадавшим лицам.

Недобросовестные страховые компании находят пути для того, чтобы освободить себя от выплат. Примечательным является случай с ТО «Радуга» и обслуживающей ее страховой компанией «Орбита».

После разорения турфирмы более 1000 клиентов подали иски в суд на выплаты компенсаций. В свою очередь, страховая компания «Орбита» объявила о том, что туроператор-банкрот занимался мошенничеством, поэтому считает договор страхования недействительным.

Московский суд встал на сторону «Орбиты», страховщик освобожден от каких-либо финансовых гарантий.

В конце хотелось бы напомнить читателям пословицу: «Предупрежден – значит вооружен». Осознанный выбор туроператора поможет вам провести отпуск без неожиданных форс-мажоров и денежных потерь. Еще один надежный вариант – самостоятельно планировать путешествие, бронировать номера и покупать авиабилеты. Всего доброго!

Источник: https://Delen.ru/bankrotstvo/bankrotstvo-turoperatorov.html

Банкротство туроператоров

Что представляет собой банкротство туроператоров
Бесплатная консультация адвоката по банкротству
Цены на услуги адвоката по банкротству

Банкротство туроператоров не может отразиться только на нем. Неспособность выполнять свои финансовые обязательства оказывает свое влияние и на клиентов, которые также имеют полноценное право на обращение в судебную инстанцию и подачу иска о банкротстве туроператора.

Начало процедуры банкротства туроператора

В условиях постоянных финансовых кризисов банкротство туроператоров можно назвать довольно распространенным явлением. Так как, в большинстве случаев, организационно-правовая форма туроператора представляет с собой общество с ограниченной ответственностью, порядок процедуры банкротства будет основываться именно на схеме, применяемой при банкротстве ООО.

Начальным и обязательным этапом в процедуре банкротства туроператора является обращение в судебное учреждение и подача соответствующего заявления. Сделать это может как сам руководитель туристической фирмы, так и иные лица, например, недовольные кредиторы, которые не могут получить свои денежные средства. А также иные граждане, которые считают, что их законные права были ущемлены.

Перед подачей иска следует верно определить его подведомственность и было ли преднамеренное банкротство. Рассмотрением дел о банкротстве юридических лиц занимается арбитражный суд.

3 способа получить бесплатную помощь опытных адвокатов

https://www.youtube.com/watch?v=bk4A5XdDq5g

Следующим этапом процедуры банкротства туроператора является стадия наблюдения. Во время ее проведения, максимально внимательно изучается текущая деятельность организации, анализируются ее доходы за определенный отчетный период, а также понесенные расходы и убытки.

Основная цель наблюдения заключается в подтверждении того факта, что данная организация действительно должна быть признана банкротом. Также в ходе наблюдения ответственное лицо может и прийти к иным выводам, например, что признание банкротства здесь не требуется, а эффективную работу туроператора еще можно восстановить. Здесь вы можете прочитать о банкротстве предприятия.

Признание банкротства туроператора

Если ранее осуществленное наблюдение показало, что туроператор действительно не может отвечать по своим финансовым обязательствам перед кредиторами, последней возможностью исправить положение организации становится процедура финансового оздоровления. Она заключается в следующих действиях ответственного лица:

  1. Разработка подробного плана дальнейшей работы организации в целях повышения текущих размеров прибыли и максимального уменьшения финансовых убытков.
  2. Составление график расчетов с текущими кредиторами и погашения имеющихся задолженностей.
  3. Привлечение дополнительных лиц для осуществления более эффективной профессиональной деятельности.

Финансовое оздоровление может длиться до 6 календарных месяцев. По его окончанию составляется отчет, в который заносятся сведения о проделанной работе и о том,  какие результаты были достигнуты за данный период.

Следующим этапом становится внешнее управление, применимое и при банкротстве физических лиц. Во время него все аннулируются все полномочия руководителя туроператора, он отстраняется от исполнения своих обязанностей. Вместо него к работе приступает внешний управляющий, на которого возлагаются все обязанности по обеспечению функционирования фирмы.

Завершающей стадией банкротства туроператора будет являться конкурсное производство. Уже с первого дня начала этой процедуры банкротство туроператора считается произведенным. Во время ее осуществления происходит оценка стоимость имущества, находящегося в собственности организации. Делается это для последующего расчета с текущими кредиторами.

Иск о банкротстве туроператора

Инициирование процедуры банкротства туроператора будет невозможным без подачи искового заявления. Сделать это можно по месту непосредственного нахождения здания организации, либо по месту регистрации и постоянного проживания руководителя.

Исковое заявление о банкротстве туроператора должно включать в себя следующую информацию:

  1. Сведения об истце. Сюда входит ФИО обратившегося в суд гражданина, адрес его постоянного проживания и регистрации, паспортные данные и контактная информация.
  2. Данные об ответчике. Иск предъявляется к самой организации. В документе указывается адрес ее местонахождения, полное наименование, организационно-правовая форма и т.д.
  3. Описание обстоятельств дела и требования о признании банкротом туроператора.
  4. Ссылки на нормативно-правовые акты и действующие законы, непосредственно касающиеся процедуры банкротства.

Помимо всех представленных в иске сведения, к заявлению обязательно следует прикрепить и документальные подтверждения правомерности предъявленных там требований.

Для доказательства текущей неплатежеспособности туроператора к заявлению обязательно нужно прикрепить выписки из лицевых счетов организации, банковские справки, а также иные свидетельства о наличии задолженности.

  В качестве доказательств также может быть использована и официальная переписка с контрагентами, претензии, которые были предъявлены ими относительно образовавшихся задолженностей и т.д.

Здесь вы можете прочитать о банкротстве ООО.

Особенности банкротства туроператора

Туристические агентства представляют собой достаточно особый и специфический вид организации. Основная особенность заключается в том, что основную ответственность они несут не перед иными юридическими лицами, а перед обычными гражданами, которые вкладывают свои денежные средства для последующего получения туристических услуг.

Следующим важным вопросом выступает расчет туроператора с клиентами и выплаты материальной компенсации причиненного ущерба.

Судебная практика показывает, что эти выплаты могут затягиваться на достаточно продолжительные сроки. В целях защиты законных интересов граждан, суд нередко обязывает другие туристические агентства взять на себя ответственность по оказанию услуг тем людям, которые столкнулись с банкротством своего туроператора.

Помимо получения компенсации за непредставление туристических услуг, каждый гражданин также имеет право требовать и возмещения морального вреда. Для этого в иске о признании банкротства туроператора можно предъявить дополнительные требования к ответчику.

Возможно вам будет интересно

Бесплатная консультация адвоката по банкротству
Цены на услуги адвоката по банкротству

Источник: https://advocate-service.ru/bankrotstvo/turoperatorov.html

Банкротство туроператоров – главные причины, ситуация в 2019-2016 годах

Что представляет собой банкротство туроператоров

При планировании путешествия большинство россиян стабильно обращаются к туристическим посредникам, но последние события в сфере этого бизнеса заставляют задуматься о том, стоит ли игра свеч.

Причины несостоятельности

Само по себе банкротство признается только по судебному решению, судопроизводство ведется по специальному закону о несостоятельности, который сопровождается еще и большим количеством других актов. Дело не может быть мгновенно рассмотрено, существует определенный порядок судопроизводства.

Случается, что фирма не может рассчитываться по взятым на себя обязательствам, тогда появляются первые предпосылки к банкротству. Несмотря на то, что еще решение суда о банкротстве данной компании не принято, клиенты могут насторожиться, если узнают из СМИ о финансовых делах своего туроператора.

В идеальной ситуации, при невозможности выполнить взятые на себя финансовые обязательства, туроператор должен в срочном порядке распродавать свое имущество и спешить на выручку клиентов, застрявших в аэропортах или в других неприятных ситуациях, случившихся на отдыхе. Но реальность довольно прозаична – должник умывает руки, делая громкое заявление о своей несостоятельности и забывая о своей клиентуре.

Но сразу нужно обрадовать клиентов будущего банкрота, ведь руководство компании не может в один день объявить себя несостоятельным. Процедура признания банкротства начинается с возбуждения специального дела. Пока не будет получено официальное свидетельство о финансовой несостоятельности, туроператор должен выполнять все свои обязательства перед клиентами.

Но на практике нет никаких судебных заседаний, ни вынесенных решений. Зато есть обманутые клиенты, испортившие себе отпуск, связавшись с неблагонадежным туристическим агентством.

Хорошо, если на помощь обманутой клиентуре поспешит страховое агентство, в этом случае о неприятностях на отдыхе можно довольно быстро забыть. В случае, если помощи ждать неоткуда, придется запастись терпением, сидя в аэропорту.

О причинах, вызвавших банкротство туристической компании, можно только догадываться. Главной проблемой всех туроператоров является необходимость ухватить как можно больший кусок целевой аудитории. Поэтому приходится неоправданно занижать стоимость путевок, порой даже в ущерб собственному доходу.

Каждой компании приходится заказывать чартеры еще за полгода до начала отпусков, ведь чтобы окупить одну поездку на довольно большое расстояние, приходится переправлять туристов целыми самолетами.

Клиенту такая ситуация в какой-то мере выгодна, ведь он оплачивает меньше реальной стоимости перелета. Однако это создает определенный риск, все ли сможет оплатить туроператор, чтобы не вышло никаких проблем.

Еще одной из распространенных причин для банкротства туристической компании может стать форс-мажор. Революции в Египте, неблагоприятная обстановка на Ближнем Востоке и т.д.

Каждому туроператору приходится заранее заказывать дорогие перелеты в подобные страны, что увеличивает риск. Клиенты не полетят туда, где происходят вооруженные столкновения, желающих прогуляться по «горячим точкам» не найдется, и агентство потеряет крупную сумму.

Причины невыполнения туроператором своих обязательств могут быть очень разными, но лучше не связываться с мелкими предпринимателями, а обращаться только в крупные компании, что позволит минимизировать риск остаться незваным гостем в курортном городе

Список за 2019

Банкротство туроператоров в 2019 году затронуло порядка 130 тыс. человек в России. Как ни странно, клиенты крупных предприятий также остались с испорченным отпуском. Из-за возникших проблем с обратными билетами и гостиницами пришлось вывезти около 56 тыс. человек.

Проблемы у туроператоров возникают не только в России. Многие страны Европы пережили нечто подобное. Сотни обанкротившихся компаний по туристическим перевозкам были зарегистрированы в Великобритании. Франция также потеряла порядка 12 туроператоров самых разных уровней, Польша немного отстает – только 10 фирм.

Суммы финансовых гарантий туристических агентств не позволяют возместить ущерб всем пострадавшим гражданам. Более того, для тех агентств, у которых в договоре была указана в качестве страховой компании «Восхождение», возмещение ущерба клиентам вообще не было возможным ввиду отозвания лицензии у данного страхового агентства.

Июль — сентябрь 2019 года стали беспрецедентными по количеству лопнувших турфирм. Самыми громкими разорениями стали разорения «Южного Креста Трэвел», «Авиачартера-ДВ», «Миланы Тур», «Солвекс-турне», «Ветра странствий», «Атласа», «Розы ветров» и некоторых других предприятий.

Даже огромный размер финансового обеспечения в размере 450 млн. руб. не спас «Южный крест» от разорения. Его доход за 2013 год составил 4550,9 млн. руб. – огромная сумма. Казалось бы, с такими показателями разорение компании не грозит, но 8 сентября 2019 года компания остановила свою деятельность.

Еще одним мастодонтом туристического бизнеса была «Фирма «Нева». По доходам за 2013 год она немного уступает «Южному кресту» — 3684 млн. руб., но финансовое обеспечение в 454 млн. руб. также ничем не помогло при разорении.

Примеры упадка за 2019

Банкротство туроператоров в 2019 году также удивляет своими масштабами. Начало этого года принесло банкротство нескольким десяткам турфирм как общероссийских, так и региональных. В число несостоятельных перевозчиков вошли «Солвекс-турне», «Верса», «Голд Лайн» и другие. В основном все прошло без скандалов и конфликтных разбирательств, но и тут не обошлось без исключений.

При ликвидации «Лабиринта» было обнаружено огромное количество всевозможных нарушений, а глава «Розы Ветров Мир» даже попал под арест на время ведения расследования деятельности его компании. Главе «Лабиринта тоже не повезло. При попытке скрыться в Сербии его экстрадировали.

По отношению к нему также ведется расследование. Клиентура вышеперечисленных фирм выдвинула требования по компенсации ущерба, ведь данные банкротства были преднамеренными.

Ситуация с туристическими перевозками чрезвычайно нестабильна. Буквально каждую компанию в этой сфере можно смело относить к группе риска по банкротству. Например, на компанию «Библио Глобус» очень сильно повлияла несостоятельность авиакомпании-партнера, поэтому уже в 2019 году она стала находиться на грани признания несостоятельности.

Случаи в 2019

2016 год также принес немало банкротств. Все еще продолжаются заседания суда касательно дел компании «Южный крест», по обвинению в мошенничестве был доставлен в Россию совладелец «Лабиринта», бывший руководитель турфирмы «Атлас» также обвиняется в мошенничестве, и его дело все еще находится на рассмотрении в суде.

«Ланта-тур Вояж» был официально признан обанкротившимся. Конкурсное производство по его дело закончилось 3 марта. Данное дело было начато еще в 2012 году. Частично задолженность компании удалось погасить за счет собственных сбережений туроператора и при реализации имущества должника.

Требования кредиторов по данному делу не были удовлетворены, даже несмотря на то, что некоторые из них просто не успели обратиться в судебные органы.

Банкротство ООО приводит к ликвидации имущества, но для начала предприятие попытаются финансово оздоровить.

Внешние причины банкротства полностью мы собрали в этой статье.

Еще одной компанией, обанкротившейся в 2019 году, стала «Трансаэро Тур». Данная компания прекратила свою деятельность еще в конце предыдущего года по факту, но официальное решение суда было принято только спустя полгода, сразу после конкурсного производства.

На данный момент компания «Evolution Voyages» временно приостановила прием заявок на туристический отдых. Не совсем понятно, что это? Временные затруднения или же банкротство». Официальных комментариев на эту тему не было.

Информация для клиентов

В первую очередь необходимо собрать достоверную информацию, работает ли офис банкрота, возможно ли получить компенсацию при добровольном согласии туроператора, можно ли получить страховую выплату? Далее нужно получить уведомление о том, что туроператор по конкретной заявке не сможет выполнить свои обязательства.

Это уведомление помогает фиксировать сам факт отказа турфирмы от выполнения обязательств по договору. Это очень пригодится при неизбежных судебных разбирательствах. В случае невозможности получить уведомление, следует сделать распечатку информации на сайте турфирмы.

Туристический агент будет всячески успокаивать клиента, в идеале будет стремиться снизить судебные риски для обеих сторон и сохранить рабочие отношения с туристом.

Турагентству запрещено обращаться в страховую компанию от своего имени, разрешено обращение только от лица заказчика или его представителя. Но он сохраняет заинтересованность в мирном решении вопроса и сохранении лояльности клиента, поэтому будет всячески способствовать выплате страховки.

Клиенту необходимо будет собрать определенный пакет документов. Нужно предоставить копии паспорта и договора с турагентством, документы, подтверждающие оплату туристического продукта, копии договора и всех приложений к нему, платежки с подтверждением поступления денег от заказчика к турагентству, запрос по возвращению денежных средств, копия отказа туроператора от своих обязательств.

Кто виновник

Предсказать факт банкротства туроператора почти невозможно. Никто из клиентов не застрахован от проблем из-за разорения фирмы-перевозчика. Проверять всю информацию в интернете о компании почти никто не станет. Единственное, на что заведомо можно обратить внимание не в пользу конкретного агентства – слишком низкая цена путевки.

Кто виноват и что делать, не совсем ясно, особенно при панике, охватившей после новости о банкротстве туроператора. Однако, отчаиваться не стоит. Компания обязательно застрахует каждую предполагаемую поездку, поэтому есть шанс получить компенсацию без обращения в суд.

Но если банкротом станет очень крупный оператор, то для удовлетворения всех претензий просто не хватит финансового обеспечения организации. После прогорания очень крупных агентств был предложен метод защиты туристов, который используется в Европе – компенсационный фонд. Теперь при банкротстве одного из агентств клиенту приобретут тур из средств этого фонда.

Турагентства очень часто при проблемах с клиентами стараются купить тур в другом месте за свой счет, чтобы избежать проблем с судебными разбирательствами и законодательством

Гарантии и возвраты

При банкротстве туроператора нужно буквально бежать за компенсацией, предварительно подготовив все необходимые документы. От скорости зависит вероятность получения компенсации, ведь страховщики переоценивают свои возможности, что ведет к ликвидации и страховой компании после банкротства турфирмы.

Никто не может дать твердых гарантий, что получится вернуть деньги или получить путевку за счет провинившегося туроператора. Очень многое зависит от того, сколько еще людей было обмануто и разочаровано, насколько велики финансовые резервы самой турфирмы, насколько благонадежен страховщик и ряда других факторов.

Скорость может стать решающим моментом при получении компенсации. Поэтому не стоит откладывать обращение в страховую компанию до последнего.

Страховка и закон

Российское законодательство слабо развито касательно туристических фирм и гарантий для их клиентов. Механизм финансовых гарантий действует очень медленно, туристические компании не регулируются государством и размер финансов для обеспечения туроператора очень невелик – 30 млн. руб.

При покупке путевки и объявлении туроператора банкротом наступает страховой случай, но на практике очень часто страховые компании отказывают в выдаче компенсации.

Если признание туроператора несостоятельным случилось во время поездки клиента, то ситуация обстоит еще хуже. В этом случае на помощь может прийти некоммерческая организация Турпомощь.

Потребитель не застрахован от проблем при банкротстве туристической организации, у него нет никаких гарантий, ведь предугадать возможные проблемы очень трудно. Важно проверить документы о страховке и соответствие их дате поездки. Если обнаружено несоответствие, то выбора данного турагентства лучше отказаться, поскольку риск оказаться без страховки очень велик.

Неплохим вариантом для путешественника станет самостоятельная организация своего досуга. Онлайн-ресурсы помогут сделать все в лучшем виде. К тому же такой вариант может сэкономить существенные денежные суммы.

Если клиент все же решился на сотрудничество с турфирмой, важно понимать, что в случае банкротства вряд ли будут возмещены абсолютно все затраты, поскольку финансирования чаще всего не хватает для выплат всех требований клиентов.

Преднамеренное банкротство очень быстро становится явным и руководители предприятия несут ответственность согласно Уголовного кодекса.

Отсюда вы сможете узнать плюсы и минусы банкротства физических лиц.

Образец заявления о банкротстве физических лиц составлен тут.

Итогом всего вышесказанного можно назвать готовность к непредвиденным расходам и финансовым проблемам в случае несостоятельности предприятия. Лучшей защитой станет самостоятельное путешествие без обращения к туристическим компаниям. Но каждый решает сам, что ему легче потратить: время на планирование самостоятельной поездки или деньги в случае банкротства компании-организатора.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: http://calculator-ipoteki.ru/bankrotstvo-turoperatorov/

Банкротство российского турбизнеса

Что представляет собой банкротство туроператоров

Бесплатная юридическая консультация:

Серия знаковых банкротств, которые потрясли российский турбизнес в июле, в очередной раз ставит вопрос об эффективности существующей системы страхования ответственности туроператоров.

Фингарантии, которые все они по закону обязаны иметь, вовсе не обеспечивают возвращения туристам денег за сорванную поездку.

В последние годы с рынка один за другим вылетают старейшие и опытнейшие представители туроператорского цеха, бывшие когда-то зачинателями целых туристических направлений.

Симптоматичным для российской отрасли давно стало и то, что тур­операторы выбирают для банкротства середину лета: на годовом пике выручки и перед пиком проплат в сторону контрагентов — отелей и авиакомпаний.

«Сейчас на рынке осталось примерно 20–25% компаний, начинавших бизнес в 1990-е годы, — отмечает Майя Ломидзе, исполнительный директор Ассоциации Туроператоров России (АТОР). — Старейшие компании не выдерживают конкуренции».

Туроперейтинг на выездных направлениях — бизнес очень оборотистый (средняя стоимость тура — что-то около тысячи долларов) и низкомаржинальный (1–3%).

При этом, зарабатывая в среднем лишь $10–30 с человека, туроператор серьезно рискует: каждое непроданное кресло из блока мест на чартере — чистый убыток в $300 и выше, в зависимости от направления.

Залезать поглубже в «оборотку» и кредиты и существовать в таком режиме на протяжении многих сезонов — в традициях этого адреналинового бизнеса.

Этот июль не стал исключением: сначала о приостановке деятельности «в связи с невозможностью исполнять свои обязательства перед туристами» объявила турфирма «Нева» (год основания — 1990-й), затем — «Роза ветров Мир» (в свое время «отпочковалась» от старейшего частного туроператора в России, основанного в 1988 году — «Розы ветров», и отправилась в самостоятельное плавание). По данным самой «Невы», на момент краха за рубежом по ее линии находилось около 6,3 тыс. туристов, а на будущие заезды было продано еще 17 тыс. путевок. Масштаб деятельности «Розы ветров Мир» был значительно меньше: пострадавших, по предварительным оценкам, около 800 человек. Всем туристам предложено обращаться за возмещением в страховые компании, которые застраховали гражданскую ответственность туроператоров. Но практика предыдущих банкротств показывает: есть риск, что возмещение получат далеко не все — и не все.

Бесплатная юридическая консультация:

Примечательно, что одним из архитекторов ныне действующей системы фингарантий в российском туризме когда-то выступил именно основатель турфирмы «Нева» Владимир Стржалковский. Родом из Ленинграда, бывший офицер КГБ СССР и личный знакомец Владимира Путина, он ушел из бизнеса во власть еще в 1999 году, а в 2004–2008-м руководил Федеральным агентством по туризму.

Некоторые представители турбизнеса называли его тогда лоббистом интересов крупных туроператоров в чиновничьем кресле, и именно на его деятельность списывали ряд «странностей» созданной в 2007 году системы фингарантий для туроператоров.

«Странности» по большому счету сводились к тому, что фингарантии избыточны и обременительны для небольших туроператоров (например, нишевых) — и притом явно недостаточны, чтобы полностью застраховать ответственность крупных. Российский союз туриндустрии тогда активно выступал против принятия закона о фингарантиях в такой форме.

Это даже вызвало размежевание в отрасли: крупные игроки организовали АТОР — собственное объединение (его члены сейчас обслуживают примерно 80% турпотока за рубеж), которое поддержало законодательную инициативу.

Нынешние требования по размеру финансового обеспечения туроператоров (в виде банковской гарантии или договора страхования ответственности) таковы: 30 млн рублей для тех, у кого оборот по выездному туризму за предыдущий год не превосходил 250 млн, и 12% от оборота по выездным программам, если названный порог был превышен.

Созданный механизм фингарантий оказался довольно медленным. Например, туристу, заранее оплатившему поездку, в большинстве случаев приходится дожидаться официальной даты начала тура, чтобы доказать страховой компании факт неисполнения обязательств со стороны туроператора.

Только тогда случай признается страховым и можно подавать заявление на возмещение; после этого страховой компании по закону отводится 30 дней на рассмотрение и принятие решения.

Туристы же, которых финансовый крах туроператора настигает уже в поездке, попадают в совсем неловкое положение: их нередко заставляют на месте вновь оплатить отель, авиаперелет, трансфер, за которые не перевел деньги банкрот.

Чтобы оперативно решать подобные проблемы, в 2012 году было создано объединение операторов в сфере выездного туризма «Турпомощь» — с принудительным членством и компенсационным фондом, в который туроператоры ежегодно перечисляют взнос в размере 0,1% оборота по своим программам выездного туризма, но не менее 100 тыс. рублей. Кстати, эту «кубышку» впервые за два года распечатали именно для того, чтобы помочь решить проблемы туристам «Невы».

Эксперты называют разные причины банкротства «Невы».

Общее падение продаж в отрасли, которое началось еще зимой, снижение курса рубля, ожесточенный демпинг, охвативший рынок, — перечисляет Георгий Мохов, гендиректор юридического агентства «Персона Грата», специализирующегося на услугах туристическому рынку.

«Роста рынка не было, так что им не удалось покрыть кассовый разрыв из оборота, — говорит он. — В условиях демпинга чем больше у туроператора клиентуры, тем сильнее растет его долг».

Среди клиентов «Невы» традиционно было много госслужащих, чиновников и представителей силовых ведомств, так что, возможно, сыграл свою роль также президентский запрет на отдых за границей для этих категорий. «Думаю, на все это наложилось неправильное квотирование отелей и авиаперевозки менеджментом «Невы», — полагает другой отраслевой эксперт.

Залезать поглубже в «оборотку» и кредиты и существовать в таком режиме на протяжении многих сезонов — в традициях адреналинового туроператорского бизнеса. В этом июле это плохо закончилось для «Невы» и «Розы ветров Мир»

Бесплатная юридическая консультация:

Ответственность «Невы» была застрахована на рекордную по меркам российской туриндустрии сумму — 454 млн рублей. И все равно многие представители отрасли, прикидывая объемы туроператора, склоняются к тому, что этих денег не хватит на выплаты всем туристам: по некоторым оценкам, потребуется раза в полтора больше. Но есть еще одна интересная деталь.

Предыдущий договор о страховании ответственности «Невы», который был заключен со страховой компанией «СОГАЗ» (рейтинг надежности — А++), истек за две недели до приостановки деятельности.

Новый турфирма заключила с небольшой страховой компанией «Восхождение» (рейтинга не имеет; по данным бухгалтерской отчетности, чистая прибыль в прошлом году — 4,5 млн рублей, уставный капитал — 156 млн). Компания малоизвестна на рынке, а история и миссия «Восхождения» на сайте (милая подробность!) почему-то изложены в стихах: «Стихия ей [компании.

— Прим. ред.] досталась не из легких — / Ручательство давать за жизнь и за товар, / А в случае событий у клиента горьких, / Терять с наваром вместе гонорар».

В состоянии ли страховая компания выполнить свои обязательства перед туристами «Невы», раз уж пришел такой горький момент потерять «с наваром вместе гонорар»? К моменту отправки в печать этого номера «Бизнес-журнала» представители «Восхождения» не смогли ответить на запрос, было ли перестраховано «ручательство» компании по договору страхования ответственности с «Невой».

В этой связи эксперты вспоминают историю с банкротством туроператора «Капитал Тур» в 2010 году, когда СК «Инногарант» попросту отказалась выплачивать пострадавшим туристам компенсации, предпочтя обанкротиться вслед за оператором.

Фактически крах каждого крупного туроператора показывает изъяны существующей системы фингарантий. А о потерях агентств — розничных партнеров обанкротившихся туроператоров — вообще в непрофильной прессе никто не упоминает. Им нередко приходится либо возвращать деньги клиентам за сорванный оператором тур из собственного кармана, либо судиться с ними.

Громкие банкротства всколыхнули в отрасли новую волну обсуждений механизма фингарантий. Игроки рынка вспоминают прежние идеи, которые обсуждались еще в 2006-м, но не были услышаны лоббистами.

«Самое разумное — это страхование каждого проданного тура, наподобие медицинского страхования туристов или ОСАГО для водителей, — полагает Алексей Цыганов, коммерческий директор туроператора «Атлантис Лайн» (входит в наблюдательный совет объединения «Турпомощь»).

— В этом случае при покупке путевки туристу сразу выписывается страховка от неисполнения обязанностей со стороны туроператора или авиакомпании. При таком механизме отпали бы все проблемы как с компенсациями пострадавшим туристам, так и с возвратом на родину тех, кто по вине туроператора застрял за границей».

Эксперт уверен, что техническая реализация этой идеи будет несложной, поскольку вся необходимая инфраструктура давно существует: сейчас она обслуживает систему медстрахования путешественников (круглосуточные колл-центры, ассист-компании за рубежом и т. д.).

«Если туриста не заселяют в гостиницу согласно ваучеру туроператора, ссылаясь на неоплату, то страховщик через своего ассистента просто оплачивает эти расходы согласно страховке, а уже потом разбирается по этому случаю с туроператором, — говорит Цыганов.

— При таком механизме решаются все те проблемы, которые не могут решить современные институты по защите туристов — система фингарантий и проект «Турпомощь». Ведь фингарантии сейчас совершенно не обеспечивают покрытия всех претензий со стороны пострадавших туристов, так как их размер не привязан к реальному обороту туроператора». Кроме того, у туррынка много вопросов по поводу состоятельности самих страховых компаний, страхующих ответственность туроператоров. «Давно идет речь о создании некого «клуба» страховщиков, работающих с турбизнесом, для обеспечения коллективной солидарной ответственности за своих членов — либо об обязательном перестраховании рисков по фингарантиям», — считает Алексей Цыганов.

Банкротство турфирмы «Нева» уже в силу ее больших масштабов станет серьезным тестом для системы фингарантий. Насколько цивилизованным окажется уход компании с рынка и сработает ли в ее случае система в штатном режиме? Ждать осталось не очень долго. После этого и можно будет делать вывод, не пора ли корректировать защитные механизмы в российском туроперейтинге.

Бесплатная юридическая консультация:

Компания оказалась финансово несостоятельной, потеряв значительные средства из-за демпинга на марокканском направлении в предыдущем сезоне. Владелец «Трансшоу» покончил с собой. Туристов в Россию за свой счет возвращали авиакомпании.

Компания обанкротилась вместе с головной структурой — турецко-австрийским холдингом Vasco, «дочкой» которого являлась. Сумма претензий, поданных страховому гаранту туроператора, составила 20 млн рублей. Это стало первым серьезным тестом системы фингарантий.

Владельцы компании сбежали с деньгами партнеров и клиентов и с тех пор находятся в розыске. Сумма нанесенного ущерба — $1,5 млн.

Целая серия банкротств туроператоров, спровоцированная снижением турпотока из России. Цивилизованные банкротства (с закрытием обязательств перед партнерами и туристами): Libra Holidays, ArtisSpace, Diva-Travel, GTI-travel.

Проблемные банкротства: «ТрансБизнесЛайн», «СКМ-Трэвел», «Капитал Тур». В последнем случае обанкротилась и страховая компания, предоставившая туроператору фингарантии на 190 млн рублей.

Сумма непокрытых обязательств «Капитал Тура» перед туристами и контрагентами составила, по разным оценкам, от 200 до 250 млн рублей.

После ряда скандалов с партнерами туроператора обанкротили. Обязательства перед туристами и контрагентами исполнены не были.

Бесплатная юридическая консультация:

В судьбе туроператора, испытывающего финансовые трудности, принял личное участие Владимир Путин. В тот момент он шел на свой третий президентский срок и распорядился, чтобы банк ВТБ выделил «Ланте» кредит в размере $7 млн. Кредит помог облегчить участь 7 тыс. туристов, но самого оператора от разорения в итоге не спас.

Руководство компании исчезло с деньгами туристов. Впоследствии выяснилось, что «Идеальный мир» фактически не имел никаких фингарантий, подделав документы для включения в Единый реестр туроператоров.

Туроператор, столкнувшись в середине лета с катастрофическим снижением турпотока в Хорватию из-за введения виз, приостановил свою деятельность. С рынка компания ушла с минимальным ущербом для туристов и партнеров.

  • Цитировать
  • Ссылка на фрагмент

Посетить семинар по теме «Банкротство юридических лиц»

  • 16.01.2018 Открытый вебинар: 5 СПОСОБОВ КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ КОМПАНИИ: обзор возможных вариантов избавления от юридического лица и рисков, связанных с ними

Источник: http://ooobankrot.ru/bankrotstvo-rossijskogo-turbiznesa/

Все туроператоры банкроты

Что представляет собой банкротство туроператоров

При планировании путешествия большинство россиян стабильно обращаются к туристическим посредникам, но последние события в сфере этого бизнеса заставляют задуматься о том, стоит ли игра свеч.

Причины несостоятельности Само по себе банкротство признается только по судебному решению, судопроизводство ведется по специальному закону о несостоятельности, который сопровождается еще и большим количеством других актов.

Дело не может быть мгновенно рассмотрено, существует определенный порядок судопроизводства. Случается, что фирма не может рассчитываться по взятым на себя обязательствам, тогда появляются первые предпосылки к банкротству.

Несмотря на то, что еще решение суда о банкротстве данной компании не принято, клиенты могут насторожиться, если узнают из СМИ о финансовых делах своего туроператора.

В России же самостоятельно свой отпуск организует лишь 2 человека из 100. Полезные советы Тот, кто планирует отправиться на отдых за границу в 2015 году может прислушаться к нескольким дельным советам:

  • покупайте только горящие туры. Ведь при раннем бронировании поездки возрастает риск того, что с вашим туроператором может что-нибудь непредвиденно случиться;
  • приобретать путевки надо только в солидных, успешных, заслуживающих доверия туристических агентствах;
  • проверьте на сайте Федерального агентства по туризму, находится ли выбранный вами туроператор в Едином федеральном реестре;
  • всегда берите с собой сумму денег, которая позволит самостоятельно оплатить проживание или купить билет до дома.
  • отправляясь за границу, всегда выясните телефоны Посольства или Консульства РФ в стране пребывания.

Разорившиеся туроператоры: антирейтинг и какая турфирма закроется следующей?

Важно

А резкое снижение продаж, вызванное всеми тремя причинами, привело к краху и мелких, и достаточно крупных туроператоров. Продажи туров упали почти вдвое, примерно на 40%. СМИ поднимают «шумиху» вокруг каждого очередного банкротства. Клиенты перестают доверять турфирмам. Турагентства перестают работать с туроператорами, которым не доверяют.

У банков пропадает желание кредитовать и инвестировать турбизнес, у страховых компаний — страховать его… Некоторые туроператоры, воспользовавшись критической ситуацией на рынке, пытаются устранить своих конкурентов ведением информационных войн… Одним словом, всё плохо. Заведено несколько уголовных дел по признакам статьи «Мошенничество».

Всего за 2 месяца банкротств туроператоров пострадали свыше 130 тыс. туристов! Это — и те, кто остался за границей без обратного билета или проживания, и оставшиеся в России без денег и туров.

Банкротство туроператоров

Внимание

О причинах, вызвавших банкротство туристической компании, можно только догадываться. Главной проблемой всех туроператоров является необходимость ухватить как можно больший кусок целевой аудитории. Поэтому приходится неоправданно занижать стоимость путевок, порой даже в ущерб собственному доходу.

Каждой компании приходится заказывать чартеры еще за полгода до начала отпусков, ведь чтобы окупить одну поездку на довольно большое расстояние, приходится переправлять туристов целыми самолетами.

Пять самых громких банкротств туроператоров в россии

Уже ушли Список ушедших в историю крупных туроператоров включает:

  • Трансшоу;
  • Detour;
  • Вояж-Люкс;
  • Лужники Тревел;
  • Ланта-тур вояж;
  • Идеальный мир;
  • Асент-Тревел;
  • Нордик стар;
  • Инарт Вояж.

В то же время с рынка туристических услуг продолжают уходить и другие крупные игроки. После того, как потерпела крах компания Истанбул Тревел в прессе появилась информация о приостановлении деятельности московского туроператора VipReisen.

Компания заявила о невозможности выполнять свои обязательства по соглашениям о реализации туристского продукта в начале декабря 2014 года.
Исходя из ведомостей Единого реестра туроператоров, страховое покрытие гражданской ответственности компании в размере 30 млн. руб.

обеспечивает СК «Либерти Страхование». При этом срок действия договора истекает 11.03.2015 года.

Что представляет собой банкротство туроператоров

Туроператоры на грани банкротства в 2017 Обанкротившиеся компании обвиняют в своей несостоятельности негативную политическую ситуацию, которая спровоцировала:

  • падение покупательной способности;
  • рост курса основных валют;
  • запрет на пересечение границы силовиками.

Как заявил руководитель консалтинговой группы «Трэвел-эксперт» Мохов Георгий последний критерий очень сильно сказался на деятельности компании Нева. Если учитывать членов семей, то рынок потерял около 1,5 млн. клиентов.

Таким образом, при общем количестве выезжающих за границу туристов (8–10 млн.) потери составили почти 15% клиентов.
По мнению участников рынка, политические перемены привели к снижению туристического потока на 20–30%.

Тогда как чиновники заявляют, что политика не имеет отношения к туристическому бизнесу.

Как обезопасить себя от банкротства туроператора

Источник: https://vip-real-estate.ru/2018/05/06/vse-turoperatory-bankroty/

Асс в праве
Добавить комментарий