Какие существуют стандарты выплат по ОСАГО

Определение размера страховой выплаты по ОСАГО с 1 сентября 2014 года

Какие существуют стандарты выплат по ОСАГО

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье мы продолжим рассматривать изменения Федерального закона “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”, вступающие в силу 1 сентября 2014 года.

Напомню, что в предшествующей статье речь шла об особенностях оформления страховых полисов ОСАГО. Сегодня будут рассмотрены вопросы, связанные с определением размера страховой выплаты. Приступим.

Независимая техническая экспертиза автомобиля

Для определения размера страховой выплаты в закон об ОСАГО введен термин “Независимая техническая экспертиза”. Однако начать нужно с того, что проводиться данная экспертиза должна не в любом случае:

12. В случае, если по результатам проведенного страховщиком осмотра поврежденного имущества или его остатков страховщик и потерпевший согласились о размере страховой выплаты и не настаивают на организации независимой технической экспертизы или независимой экспертизы (оценки) поврежденного имущества или его остатков, экспертиза не проводится.

Если потерпевший и страховая компания договорились о размере страховой выплаты, то экспертиза может не проводиться. В противном случае, если потерпевший считает, что денег на ремонт выделено слишком мало, страховая компания обязана провести независимую техническую экспертизу:

13.

Если после проведенного страховщиком осмотра поврежденного имущества или его остатков страховщик и потерпевший не достигли согласия о размере страховой выплаты, страховщик обязан организовать независимую техническую экспертизу, независимую экспертизу (оценку), а потерпевший – представить поврежденное имущество или его остатки для проведения независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки).

Если страховщик не осмотрел поврежденное имущество или его остатки и (или) не организовал независимую техническую экспертизу, независимую экспертизу (оценку) поврежденного имущества или его остатков в установленный пунктом 11 настоящей статьи срок, потерпевший вправе обратиться самостоятельно за технической экспертизой или экспертизой (оценкой). В таком случае результаты самостоятельно организованной потерпевшим независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) принимаются страховщиком для определения размера страховой выплаты.

При этом потерпевший обязан представить поврежденный автомобиль для проведения экспертизы.

Если же страховая компания не торопится проводить экспертизу поврежденного автомобиля, потерпевший вправе самостоятельно организовать независимую оценку. При этом результаты экспертизы должны быть приняты страховщиком.

Оплата независимой технической экспертизы

Как было сказано ранее, проведение независимой технической экспертизы оплачивается либо страховой компанией, либо владельцем поврежденного транспортного средства. Однако впоследствии выплата по ОСАГО увеличивается на стоимость экспертизы:

14. Стоимость независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки), на основании которой осуществляется страховая выплата, включается в состав убытков, подлежащих возмещению страховщиком по договору обязательного страхования.

Способы возмещения вреда по ОСАГО

Пункт 15 статьи 12 предусматривает 2 варианта возмещения вреда потерпевшему:

15. Возмещение вреда, причиненного транспортному средству потерпевшего, может осуществляться:

путем организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего на станции технического обслуживания, которая выбрана потерпевшим по согласованию со страховщиком в соответствии с правилами обязательного страхования и с которой у страховщика заключен договор (возмещение причиненного вреда в натуре);

путем выдачи суммы страховой выплаты потерпевшему (выгодоприобретателю) в кассе страховщика или перечисления суммы страховой выплаты на банковский счет потерпевшего (выгодоприобретателя) (наличный или безналичный расчет).

В том случае, если у страховщика заключен договор со станцией технического обслуживания, выбор способа возмещения вреда осуществляет потерпевший.

Страховая компания либо организует восстановительный ремонт, либо делает страховую выплату.

Особенности возмещения следующие:

1. Если у страховщика нет договора со станцией технического обслуживания, он выплачивает потерпевшему деньги.

2. Если страховщик имеет договор со станцией техобслуживания, потерпевший вправе выбрать наиболее удобный для него способ. Либо он получает деньги, либо ремонтирует автомобиль в указанном сервисном центре.

3. Если же вред причинен не автомобилю, а другому имуществу, выплата осуществляется только деньгами:

16. Возмещение вреда, причиненного не являющемуся транспортным средством имуществу потерпевшего, осуществляется в порядке, установленном абзацем третьим пункта 15 настоящей статьи.

Такой случай может возникнуть, например, если автомобиль въехал в витрину магазина и разбил ее. В этом случае вред причинен имуществу и выплата компенсации будет осуществляться деньгами.

Отказ в выплате по ОСАГО при ремонте автомобиля до экспертизы

Обратите внимание на тот факт, что потерпевшему не следует приступать к ремонту своего автомобиля до его осмотра страховщиком или проведения независимой экспертизы:

20.

Страховщик отказывает потерпевшему в страховой выплате или ее части, если ремонт поврежденного имущества или утилизация его остатков, осуществленные до осмотра страховщиком и (или) проведения независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) поврежденного имущества в соответствии с требованиями настоящей статьи, не позволяют достоверно установить наличие страхового случая и размер убытков, подлежащих возмещению по договору обязательного страхования.

В противном случае страховщик не сможет достоверно установить размер убытков и откажет в выплате на вполне законных основаниях.

Срок выплаты потерпевшему по договору ОСАГО

Пункт 21 статьи 12 устанавливает срок, в течение которого должна быть либо произведена выплата потерпевшему, либо выдано направление на ремонт, либо направлен отказ в выплате:

21.

В течение 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня принятия к рассмотрению заявления потерпевшего о страховой выплате или прямом возмещении убытков и приложенных к нему документов, предусмотренных правилами обязательного страхования, страховщик обязан произвести страховую выплату потерпевшему или выдать ему направление на ремонт транспортного средства с указанием срока ремонта либо направить потерпевшему мотивированный отказ в страховой выплате.

При несоблюдении срока осуществления страховой выплаты или возмещения причиненного вреда в натуре страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему неустойку (пеню) в размере одного процента от определенного в соответствии с настоящим Федеральным законом размера страховой выплаты по виду причиненного вреда каждому потерпевшему.

При несоблюдении срока направления потерпевшему мотивированного отказа в страховой выплате страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему денежные средства в виде финансовой санкции в размере 0,05 процента от установленной настоящим Федеральным законом страховой суммы по виду причиненного вреда каждому потерпевшему.

Предусмотренные настоящим пунктом неустойка (пеня) или сумма финансовой санкции при несоблюдении срока осуществления страховой выплаты или срока направления потерпевшему мотивированного отказа в страховой выплате уплачиваются потерпевшему на основании поданного им заявления о выплате такой неустойки (пени) или суммы такой финансовой санкции, в котором указывается форма расчета (наличный или безналичный), а также банковские реквизиты, по которым такая неустойка (пеня) или сумма такой финансовой санкции должна быть уплачена в случае выбора потерпевшим безналичной формы расчета, при этом страховщик не вправе требовать дополнительные документы для их уплаты.

Обратите внимание, что если страховщик не уложился в 20 календарных дней (за исключением нерабочих), то он обязан выплатить в пользу потерпевшего дополнительный штраф (1 процент страховой выплаты за каждый день просрочки).

Для получения неустойки потерпевший должен написать заявление о ее выплате в простой письменной форме, дополнительные документы для выплаты не требуются.

Примерный текст заявления:

                                                                                                  Генеральному директору                                                                                                  страховой компании ***                                                                                                  Иванову Ивану Ивановичу                                                                                                  Петрова Петра Петровича

                                                        заявление.

Страховая компания *** должна была сделать страховую выплату в размере 20 000 рублей в мою пользу до 10 сентября 2014 года.

Выплата была произведена с задержкой (20 сентября 2014 года), о чем свидетельствует расходный кассовый ордер №[*] от 20 сентября 2014 года.

В соответствии с пунктом 21 статьи 12 ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” прошу выдать неустойку в размере 2000 рублей за 10 дней просрочки.

Дата: 21 сентября 2014 года.                     Подпись:

Особенности выплат при обоюдной вине участников ДТП

Отдельный пункт обновленного закона об ОСАГО посвящен дорожно-транспортным происшествиям, виновниками которых являются все их участники:

22. Если все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причиненный вред, страховщики осуществляют страховые выплаты в счет возмещения вреда, причиненного в результате такого дорожно-транспортного происшествия, с учетом установленной судом степени вины лиц, гражданская ответственность которых ими застрахована.

Страховщики осуществляют страховую выплату в счет возмещения вреда, причиненного потерпевшему несколькими лицами, соразмерно установленной судом степени вины лиц, гражданская ответственность которых ими застрахована. При этом потерпевший вправе предъявить требование о страховом возмещении причиненного ему вреда любому из страховщиков, застраховавших гражданскую ответственность лиц, причинивших вред.

Страховщик, возместивший вред, совместно причиненный несколькими лицами, имеет право регресса, предусмотренное гражданским законодательством.

В случае, если степень вины участников дорожно-транспортного происшествия судом не установлена, застраховавшие их гражданскую ответственность страховщики несут установленную настоящим Федеральным законом обязанность по возмещению вреда, причиненного в результате такого дорожно-транспортного происшествия, в равных долях.

Рассмотрим особенности выплат по ОСАГО при обоюдной вине участников ДТП:

1. Степень вины каждого из участников ДТП устанавливается судом. Выплаты производятся разными страховщиками пропорционально степени вины.

2. Если степень вины судом не установлена, страховщики возмещают вред в равных долях.

3. Потерпевший, вред которому причинен несколькими владельцами транспортных средств, может обратиться в страховую компанию любого из виновников ДТП и получить там страховую выплату. После этого страховые компании должны разобраться между собой путем использования регресса.

Что делать, если выплаты по ОСАГО не хватило на ремонт?

На практике нередко возникают ситуации, когда выплаты по ОСАГО не хватает на ремонт. Например, нанесенный ущерб превышает максимальный размер выплаты (400 000 рублей после 1 октября 2014 года).

В этом случае оставшаяся сумма может быть взыскана с виновника дорожно-транспортного происшествия:

С лица, причинившего вред, может быть взыскана сумма в размере части требования, оставшейся неудовлетворенной в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Ответственность за проведение независимой технической экспертизы

Особенности проведения независимой технической экспертизы приведены в новой статье 121:

1. В целях установления обстоятельств причинения вреда транспортному средству, установления повреждений транспортного средства и их причин, технологии, методов и стоимости его восстановительного ремонта проводится независимая техническая экспертиза.

2. Независимая техническая экспертиза проводится по правилам, утверждаемым Банком России.

4. Независимая техническая экспертиза транспортных средств проводится экспертом-техником или экспертной организацией, имеющей в штате не менее одного эксперта-техника.

Требования к экспертам-техникам, в том числе требования к их профессиональной аттестации, основания ее аннулирования, порядок ведения государственного реестра экспертов-техников устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

5. Эксперты-техники несут ответственность за недостоверность результатов проведенной ими независимой технической экспертизы транспортных средств. Убытки, причиненные экспертом-техником вследствие представления недостоверных результатов независимой технической экспертизы, подлежат возмещению экспертом-техником в полном объеме.

Итак, независимая экспертиза проводится экспертом-техником или организацией, имеющей в своем составе экспертов-техников. Обратите внимание, эксперты-техники несут ответственность за недостоверность проведения оценки.

Например, если Вы считаете, что экспертиза проведена неправильно, Вы можете обратиться к другому эксперту-технику для проведения повторной оценки. Если Ваши предположения подтвердятся, то эксперт-техник, который проводил первую экспертизу, возместит все понесенные Вами убытки.

Таким образом в интересах эксперта-техника предоставить верную оценку ущерба, полученного в результате ДТП.

Ну а в следующей статье серии будут рассмотрены ситуации, в которых страховщик может предъявить регрессное требование к виновнику ДТП.

Удачи на дорогах!

Источник: https://pddmaster.ru/documentsnews/opredelenie-razmera-strahovoi-vyplaty-po-osago-s-1-sentyabrya-2014-goda.html

Новый закон по выплатам ОСАГО 2019 – натуральное возмещение ущерба

Какие существуют стандарты выплат по ОСАГО

В ДТП попадает каждый второй российский водитель, и всем приходится сталкиваться с получением компенсационных выплат, однако с марта 2017 года действуют новые правила возмещения ущерба по ОСАГО.

Ранее пострадавшие граждане могли компенсировать ремонт своих транспортных средств за счет денег, перечисляемых страховыми компаниями, но после внесения поправок в ст. 12 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности» у СК в приоритете натуральное возмещение, т.е. ремонт поврежденных автомобилей, а денежные выплаты отходят на второй план.

Новые правила возмещения по ОСАГО в законодательстве были вызваны увеличением случаев мошенничества: некоторые водители специально подставляли свои машины, например, если они ранее уже были повреждены по их вине. Это привело к повышению затрат страховыми компаниями на фактически нестраховые случаи.

По мнению представителей власти, новые правила выплат по ОСАГО помогут снизить количество подобных правонарушений, и СК будут возмещать убытки только за действительно произошедшие ДТП.

Еще одна причина, по которой страховым компаниям более выгодно оплачивать ремонт на СТО, с которой у них заключен договор – это большое количество обращений потерпевших лиц в суды для получения компенсационных выплат.

Дело в том, что в таком случае в процессе участвуют автоюристы, и благодаря ним большинству истцов удается получить желаемые деньги, т.к.

суды чаще всего принимают их сторону, при этом перечисленные суммы не всегда соответствуют фактически причиненному имущественному ущербу.

Изменения

Как говорилось ранее, основным изменением в ФЗ «Об обязательном страховании…» является приоритет оплаты ремонта над денежным возмещением ущерба, нанесенному транспортным средствам в результате ДТП.

В целом, хронология изменений в законодательстве об ОСАГО выглядит так:

  • 17 марта 2017 года Госдума приняла закон о внесении изменений в законодательный акт, пояснив, что при ДТП потерпевшие водители в первую очередь должны доставлять свои автомобили на сервисы, с которыми у СК заключены договоры, денежные выплаты при этом отходят на второй план;
  • 28 марта закон был утвержден Президентом РФ и вступил в силу.

Стоит учитывать, что вышеперечисленные изменения коснутся только автовладельцев, купивших полисы ОСАГО после 28 апреля 2017 года.

Те, кто приобрели страховку до указанной даты, могут получать компенсацию за причиненный в результате ДТП ущерб автомобилю, как и до внесения поправок – в денежном эквиваленте, однако расчет страховой суммы будет производиться с учетом износа поврежденных деталей.

Согласно внесенным поправкам в Закон «Об ОСАГО», теперь водители должны обращаться в СК за ремонтом, а не за деньгами, как это было ранее. Разница между теми, кто приобрел полис до 28 апреля 2017 года и после заключается в том, что в первом случае износ запчастей будет учитываться, а во втором – нет.

Т.е. даже если автомобилю 10 лет, расчет стоимости деталей теперь производится по реальным рыночным ценам, ведь именно по ним все сервисы приобретают необходимые материалы. На руки автовладельцы получать деньги будут только в исключительных случаях.

Если ремонт на СТО был произведен некачественно, и через некоторое время после него автомобиль снова пришел в неисправность, это необходимо зафиксировать посредством проведения независимой экспертизы.

Впоследствии автовладельцы могут предъявить претензию своей СК, т.к.

именно она несет ответственность за качество ремонта, и в случае обнаружения недостатков компания обязана компенсировать повторное обращение на сервис.

ОСАГО: правила выплат

Существенных отличий между правилами получения компенсаций до 28 марта 2017 года и оформления документов в страховой при ДТП после вышеуказанной даты нет, однако некоторые нюансы все же следует учитывать.

Так, в первую очередь после ДТП, как и ранее, процедура начинается с посещения офиса СК, а в дальнейшем последовательность действий выглядит так:

  1. по закону расположение СТО не может быть более 50 км от места ДТП или адреса проживания обратившегося в СК гражданина. Если же расстояние больше вышеуказанного, компания должна оплатить и организовать доставку автомобиля до места проведения ремонта;
  2. все документы (Европротокол, справка о ДТП из ГИБДД и т.д.) предоставляются сотруднику страховой компании, который предлагает ему несколько автосервисов, на которых возможно проведение ремонта;
  3. транспортное средство доставляется на сервис, где производится ремонт в течение 30 дней с момента обращения;
  4. по истечении указанного времени или ранее работники СТО или страховой компании оповещают автовладельца о завершении ремонта, и тот забирает свой автомобиль, подписав акт о принятии и квитанции.

Немаловажным вопросом является послеремонтная гарантия. Предполагается, что на различные детали ее длительность будет составлять полгода, а на кузовные – 1 год.

Что нужно учитывать тем, кто попал в ДТП и только собираются обратиться в СК:

  1. если автомобиль был выпущен менее двух лет назад, его ремонт должен производиться только в авторизованном дилерском центре;
  2. при ремонте должны использоваться только новые детали. Ставить на место поврежденных б/у запчасти можно только с согласия владельца автомобиля, или же если найти новые не представляется возможным. В любом случае собственник транспорта должен быть оповещен об этом;
  3. если автомобиль ремонтируется более 30 суток, страховая обязуется выплачивать по 0,5% от суммы ущерба за каждый день просрочки.

В некоторых случаях допускается проведение ремонта на сервисе, выбранном самим автовладельцем, если у компании с ним не заключен договор. Чтобы быть уверенным в качестве ремонта, лучше всего обратиться в проверенную СТО, но для этого нужно заручиться согласием СК.

Когда ущерб возместят деньгами?

Денежное возмещение по ОСАГО по новым правилам 2019 при ДТП полностью не отменено, и оно вполне возможно в следующих случаях:

  1. автомобиль не подлежит восстановлению;
  2. не получилось найти подходящий автосервис;
  3. владелец ОСАГО или другой потерпевший погиб при ДТП, а за выплатами обращаются родственники;
  4. компания сама согласилась оплатить ущерб деньгами;
  5. при ДТП потерпевшим были получены средние или тяжкие повреждения;
  6. стоимость ремонта превышает величину максимальных выплат – 400 000 руб.;
  7. потерпевший имеет инвалидность.

Требования к ремонту

В связи с вступлением поправок в ФЗ «Об обязательном страховании…» появились и новые требования к ремонту, согласно которым он должен производиться только на сервисах, с которыми у СК заключены договоры. Исключением является согласие компании на проведение работ на других сервисах при отсутствии соглашения по желанию автовладельца.

Какие правила возмещения ущерба по ОСАГО существуют:

  1. новые автомобили в возрасте до 2 лет должны ремонтироваться только на авторизованных сервисах. Если таковых нет, и владелец транспорта не согласен на проведение ремонта на другой станции, ему обязаны перечислить деньги за ущерб при ДТП;
  2. на лакокрасочные работы дается гарантия 12 месяцев, на замененные детали – полгода. Ответственность за ремонт несет страховщик, и если на него будет поступать слишком много жалоб, Банк России может обязать его оплачивать ущерб деньгами;
  3. если при ДТП пострадало более двух машин, их собственники могут обращаться к своему страховщику, а впоследствии их СК будут разбираться с СК виновников.

Компромиссный вариант

Создание законопроекта было начато еще в 2016 году, когда депутат М. Емельянов предложил отдать право выбора (ремонт или денежные выплаты) страховым компаниям, а не автовладельцам. Во время второго чтения было решено оставить ремонт по умолчанию, а деньги перечислять только в отдельных случаях.

Кроме того, предыдущий закон о выплатах по ОСАГО существенно снижпл требования к качеству ремонта, а также предполагалось, что расстояние до сервиса должно быть не более 200 км, а не 50 км, как сейчас.

Отдельно депутатами обсуждались и сроки вступления законопроекта в законную силу: одни утверждали, что закон будет действовать на все полисы ОСАГО, в том числе и приобретенные даже до его создания, а другие ссылались на недопустимость подобных мер.

После ряда чтений было решено отменить обратную силу закона, благодаря чему он стал действовать только в отношении новых договоров.

Несмотря на, казалось бы, радужные перспективы, для добросовестных автовладельцев поправки имеют ряд минусов:

  1. велика вероятность некачественного проведения ремонта, т.к. сам процесс проконтролировать практически невозможно, как и доказать, что он был проведен недобросовестно;
  2. по факту сервис выбирает не потерпевший водитель, а страховая компания, т.к. списки СТО, с которыми заключены договоры, могут быть якобы «закрытыми»;
  3. при установке новых запчастей в некоторых случаях придется доплачивать разницу между ценами от СК и их фактической стоимостью, иначе без доплаты забрать свой автомобиль после ремонта будет невозможно.

Дорогие читатели, данная статья могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией в форме ниже.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 288-73-46, Санкт-Петербург +7 (812) 317-70-86 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

Источник: https://lawyer-road.ru/straxovanie/osago/novye-pravila-vozmeshheniya-ushherba.html

Выплаты по ОСАГО – новые правила 2019 г

Какие существуют стандарты выплат по ОСАГО

При наступлении страхового случая потерпевшая сторона может рассчитывать на выплаты по ОСАГО и (или) возмещение причиненного ущерба путем проведения ремонта.

О том как рассчитывается стоимость полиса ОСАГО можно прочитать в статье по ссылке.

В 2017 году внесены изменения в Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Закон об ОСАГО), существенно изменяющие порядок осуществления денежных выплат.

Так, согласно новой редакции Закона об ОСАГО страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в Российской Федерации, осуществляется путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего (за исключением отдельных случаев), то есть путем возмещения причиненного вреда в натуре. О порядке проведения восстановительного ремонта автомобиля по ОСАГО при ДТП можно прочитать в статье по ссылке.

Внимание. Такой порядок применяется только к договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключенным после дня вступления в силу Федерального закона N 49-ФЗ, то есть с 29 апреля 2017 года (включительно).

Таким образом, возможность возмещения причиненного вреда в натуре обусловлена датой заключения договора ОСАГО потерпевшего в случае его обращения к страховщику, с которым у него заключен договор ОСАГО либо датой заключения договора ОСАГО причинителя вреда.

Суммы выплат по ОСАГО

Законом установлены предельные (максимальные) суммы выплат страховыми компаниями.

Так, при наступлении каждого страхового случая (независимо от их количества  в течение срока действия договора обязательного страхования) страховая компания возмещает потерпевшим причиненный вред в размере:

  • в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего – 500 тысяч рублей;
  • в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего – 400 тысяч рублей.
  • в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его транспортному средству, не может превышать 50 тысяч рублей.
  • в случае смерти потерпевшего размер страховой выплаты за причинение вреда жизни составляет 475 тысяч рублей (право на возмещение такого вреда имеют лица, имеющие право в соответствии с гражданским законодательством на возмещение вреда в случае смерти кормильца, при отсутствии таких лиц – супруг, родители, дети потерпевшего, граждане, у которых потерпевший находился на иждивении, если он не имел самостоятельного дохода (выгодоприобретатели)) и не более 25 тысяч рублей в счет возмещения расходов на погребение (выплачивается лицам, понесшим такие расходы).

Как показывает практика, размер выплаты, расчет которой производится в соответствии с Единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства с учетом износа подлежащих замене деталей, узлов и агрегатов, может не совпадать с реальными затратами на приведение поврежденного транспортного средства – зачастую путем приобретения потерпевшим новых деталей, узлов и агрегатов взамен старых и изношенных – в состояние, предшествовавшее повреждению. Кроме того, предусматривая при расчете размера расходов на восстановительный ремонт транспортного средства их уменьшение с учетом износа подлежащих замене деталей, узлов и агрегатов и включая в формулу расчета такого износа соответствующие коэффициенты и характеристики, в частности срок эксплуатации комплектующего изделия (детали, узла, агрегата), исходят из наиболее массовых, стандартных условий использования транспортных средств, позволяющих распространить единые требования на типичные ситуации, а потому не учитывается объективные характеристики конкретного транспортного средства применительно к индивидуальным особенностям его эксплуатации, которые могут иметь место на момент совершения дорожно-транспортного происшествия.

Конституционный Суд РФ с этим выводом не согласился. В постановлении Конституционного Суда РФ от 10.03.

2017 N 6-П указано, что замена поврежденных деталей, узлов и агрегатов – если она необходима для восстановления эксплуатационных и товарных характеристик поврежденного транспортного средства, в том числе с учетом требований безопасности дорожного движения, – в большинстве случаев сводится к их замене на новые детали, узлы и агрегаты. Поскольку полное возмещение вреда предполагает восстановление поврежденного имущества до состояния, в котором оно находилось до нарушения права, в таких случаях – притом что на потерпевшего не может быть возложено бремя самостоятельного поиска деталей, узлов и агрегатов с той же степенью износа, что и у подлежащих замене, – неосновательного обогащения собственника поврежденного имущества не происходит, даже если в результате замены поврежденных деталей, узлов и агрегатов его стоимость выросла.

Суд также указывает, что если страховой выплаты потерпевшему недостаточно, чтобы покрыть фактический ущерб (полную стоимость новых деталей), разницу можно восполнить за счет причинителя вреда.

Таким образом, потерпевший, которому выплатили возмещение по ОСАГО с учетом износа деталей, вправе рассчитывать на полное возмещение имущественного вреда. При этом он должен доказать, что его фактический ущерб больше суммы полученной страховки. В свою очередь причинитель вреда может, например, ходатайствовать о назначении судебной экспертизы, о снижении размера возмещения ущерба.

Случаи, при которых можно получить денежные выплаты по ОСАГО

Изменения (2018-2019 г.) Возможность получения страховой выплаты в виде денежных средств поставлена в зависимость от гражданства собственника застрахованного транспортного средства.

Так, п. 15 ст. 12 Закона об ОСАГО предусмотрено, что страховое возмещение вреда, причиненного транспортному средству потерпевшего (за исключением легковых автомобилей, находящихся в собственности граждан и зарегистрированных в Российской Федерации), может осуществляться по выбору потерпевшего:

  1. путем организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего
  2. путем выдачи суммы страховой выплаты потерпевшему (выгодоприобретателю) в кассе страховщика или перечисления суммы страховой выплаты на банковский счет потерпевшего (выгодоприобретателя) (наличный или безналичный расчет).

Для граждан России установлено, что страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в Российской Федерации, осуществляется путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего (возмещение причиненного вреда в натуре),  (за исключением случаев, указанных ниже).

Новшество касается только легковых автомобилей, которые зарегистрированы в РФ и находятся в собственности граждан.

Условия выплаты денежных средств страховой

После изменений в Закон об ОСАГО денежное возмещение выплачивается в исключительных случаях. Основания, при которых осуществляются выплаты в денежной форме путем выдачи суммы страховой выплаты в кассе страховщика или перечисления данной суммы на банковский счет потерпевшего, установлены пунктом 16.1 ст. 12 Закона об ОСАГО.

К таким основаниям относят:

  1. полная гибель транспортного средства;
  2. смерть потерпевшего;
  3. причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего в результате наступления страхового случая, если в заявлении о страховом возмещении потерпевший выбрал такую форму страхового возмещения;
  4. если потерпевший является инвалидом (в том числе ребенком-инвалидом), имеющим транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями, и в заявлении о страховом возмещении выбрал такую форму страхового возмещения;
  5. если стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства превышает сумму 400 тысяч рублей или максимальный размер страхового возмещения, установленный для случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции (более 50 000 рублей), либо если все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причиненный вред при условии, что в указанных случаях потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт станции технического обслуживания;
  6. выбора потерпевшим возмещения вреда в форме страховой выплаты ( денежной форме) в случаях:
    • если ни одна из станций, с которыми у страховщика заключены договоры на организацию восстановительного ремонта, не соответствует установленным правилами обязательного страхования требованиям к организации восстановительного ремонта в отношении конкретного потерпевшего, и потерпевший не дал письменного согласия на направление на ремонт на одну из таких станций;
    • если при подаче потерпевшим заявления о прямом возмещении убытков в случае отсутствия у страховщика возможности организовать проведение восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего на указанной им при заключении договора обязательного страхования станции технического обслуживания ( в этом случае потерпевший также может согласиться на проведение восстановительного ремонта на другой предложенной страховщиком станции технического обслуживания, подтвердив свое согласие в письменной форме).
  7. наличия соглашения в письменной форме между страховщиком и потерпевшим (выгодоприобретателем).

В иных случаях применяется порядок возмещения ущерба путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта

Установлены требования к организации ремонта. Он не может длиться больше 30 рабочих дней с даты, когда потерпевший представил транспортное средство на станцию техобслуживания или передал его страховщику.

Подготовлено “Персональные права.ру”

Источник: http://personright.ru/prava-gibdd/polis-osago/259-pravila-vyplaty-osago.html

Смотрите, какая тема — Какие выплаты можно получить по ОСАГО после ДТП?

Какие существуют стандарты выплат по ОСАГО

ОСАГО существует для одной-единственной цели – защитить виновника ДТП при наступлении страхового случая и возместить ущерб за него потерпевшему. Но если таким потерпевшим оказались Вы, то в 2019 году есть ещё целый ряд выплат и компенсаций в натуральном виде, которые Вы можете получить по ОСАГО после ДТП. Что это за выплаты и как их получать, давайте разбираться!

Выплаты от страховой сразу после ДТП

Итак, приводим список видов возмещения ущерба после ДТП со ссылками на действующее на 2019 год законодательство.

Выплата на ремонт машины

  • Основание: статья 3 ФЗ “Об ОСАГО”,
  • сколько: не более 400 000 при оформлении ДТП с сотрудниками полиции и не более 50 000, если авария оформлялась по европротоколу,
  • в каких случаях: всегда, когда нанесён вред имуществу,
  • как получить выплату после ДТП: подать правильный набор документов о страховом случае.

Или ремонт. Увы, но на сегодняшний день, за исключением исключений, которые перечислены в нашей статье о том, как получить выплату вместо ремонта, страховая компания по ОСАГО сама выбирает, как именно компенсировать причинённый Вам ущерб после ДТП.

Итак, сам принцип ОСАГО состоит в том, что автолюбитель платит страховую премию (стоимость полиса страховки), а при страховом случае – вред, причинённый им, возмещает страховая компания, которой он и оплатил эту премию.

Есть ряд тонкостей получения выплаты после аварии, и вот какие они:

  1. максимальная сумма выплаты на 2019 год составляет 400 тысяч рублей; если в ДТП участвовало несколько автомобилей, а виноват только один водитель, то каждый потерпевший может рассчитывать на эту сумму (она не делится между потерпевшими поровну); но если авария оформлялась по европротоколу, то на сегодняшний день Вам выплатят не больше 50 000 рублей;
  2. нередко страховая по ОСАГО занижает сумму ущерба или вовсе отказывает в выплате, поэтому приходится возмещать недостающую на ремонт сумму через суд; у нас есть отдельная статья о том, что делать при отказе в страховом случае;
  3. калькуляция возмещения вреда происходит с учётом износа деталей и компонентов автомобиля, поэтому суммы выплаты может не хватить на фактический ремонт машины, но недостающую сумму можно компенсировать напрямую с виновника (об этом ниже);
  4. её можно получить только если автогражданская ответственность виновника ДТП застрахована: у него действующий полис ОСАГО, он не просрочен и не поддельный.

Таким образом, выплата после ДТП за причинённый ущерб – это основное, что можно получить по ОСАГО. Более того, многие из нижеперечисленных дополнительных “бонусов” базируются именно на сумме за ущерб имуществу и выражаются в процентах от него.

Компенсация утери товарной стоимости (УТС)

  • Основание: Постановление Пленума ВС №58 от 27.06.2013, п.

    41,

  • сколько: по специальному расчёту УТС, обычно около 7-11% от суммы ущерба,
  • в каких случаях: если автомобиль не старше 5 лет, его износ не более 40%, и если на повреждённые детали ранее уже не выплачивалась УТС по ОСАГО,
  • как получить выплату после ДТП: в заявлении при подаче документов в страховую указать требование возместить УТС.

Здесь всё просто! Если автомобиль повреждён, то даже после его восстановительного ремонта он потеряет в своей товарной стоимости. Соответственно, потерпевший остаётся “в минусе”. Поэтому Верховный суд разъяснил, что потерпевшим не может быть отказано в возмещении утери товарной цены машины, если его возраст не старше 5 лет, а общий износ составляет не более 40% (расчёт износа будет в этом случае соответствовать калькуляции основной выплаты).

Будьте внимательны! По умолчанию страховая в полной мере исполнит свои обязательства, не выплатив УТС, если в заявлении Вы напрямую не укажете это. Поэтому требование о выплате УТС нужно прописывать в заявлении при подаче пакета документов по ОСАГО.

Более того, эту компенсацию можно получить в том числе и в страховых случаях, когда страховая компания направляет Вас на ремонт. Тогда УТС Вам выплачивают деньгами.

Возмещение дополнительных расходов (эвакуатор и другие)

  • Основание: статья 3 ФЗ “Об ОСАГО”,
  • сколько: в полной мере фактически понесённые Вами расходы (но в пределах всё той же максимальной выплаты по ОСАГО),
  • в каких случаях: всегда, когда расходы были обоснованы и не было альтернативы не нести их,
  • как получить выплату после ДТП: указать в заявлении понесённые расходы и приложить оригиналы чеков.

Очевидно, что, если по автогражданке производится возмещение вреда, то это касается не только непосредственно вреда автомобилю. И не менее очевидно, что такой вред или дополнительные расходы должны быть прибавлены к основной выплате, чтобы компенсировать весь ущерб.

Сюда можно отнести большой ряд видов понесённых Вами расходов из-за ДТП. К наиболее распространённым относятся:

  • услуги эвакуатора, если машина была не на ходу,
  • испорченные в результате аварии другие вещи (багаж, одежда водителя/пассажиров и т.п.), которые не относятся к автомобилю,
  • проведение экспертизы, если страховая согласовала с Вами, что Вы проводите её самостоятельно,
  • оплата платной стоянки, если это было обосновано (объективно нельзя было поместить автомобиль на бесплатную стоянку),
  • и множество других расходов, которые стали следствием исключительно случившегося ДТП.

Выплаты, если страховая отказала или недоплатила

Выше мы рассмотрели вполне стандартную ситуацию по ОСАГО, когда Вы обращаетесь в страховую с определёнными требованиями, и она их удовлетворяет. А вот если страховщик отказывает в удовлетворении таких требований или исполняет их не полностью, то тогда Вам могут быть положены дополнительные выплаты ко всем вышеперечисленным. Но при определённых условиях.

Дело здесь в законодательстве 2019 года о защите прав потребителей и Гражданском кодексе, которые предусматривают дополнительные “бонусы”, именно поэтому дела по страховым компаниям так любят автоюристы и даже выкупают их у потерпевших в ДТП.

Итак, что это за “бонусы”?

Неустойка за просрочку

  • Основание: статья 12, пункт 21 ФЗ “Об ОСАГО”,
  • сколько: 1% от суммы выплаты ущерба за каждый день просрочки,
  • в каких случаях: если просрочка имела место,
  • как получить выплату после ДТП: изложив соответствующее требование в досудебной претензии или иске.

По правилам у страховой компании есть 20 дней после подачи полного пакета документов на выплату возмещения ущерба либо направление на ремонт. После истечения этого срока начинается просрочка.

То есть, фактически неустойку можно получить по истечении 20 дней во всех 3 ситуациях:

  1. отказ в выплате – тогда 1% начисляется с 21 дня от подачи документов и до подачи иска в суд или досудебной претензии,
  2. просрочка выплаты – истребуется с 21 дня и до факта удовлетворения возмещения (обычно сумма получается небольшая),
  3. недостаточная сумма выплаты – тогда считается разница между фактической суммой ущерба и того, что оплатила страховая компания, и уже с разницы высчитывается 1% за каждый день с 21 дня.

Здесь достаточно много тонкостей, начиная с простого наличия доказательства о том, что документы Вы подали, и отсчёт срока для выплаты вообще начался и заканчивая уменьшением неустойки. Все их Вы можете рассмотреть в нашей статье о ситуациях, когда страховая отказывает в выплате.

Но случай уменьшения суммы неустойки мы рассмотрим отдельно. Дело здесь в соответствующей статье со счастливым (безусловно, счастливым для страховой) числом 333 Гражданского кодекса. Она разрешает судье уменьшать сумму выплаты неустойки почти во всех спорах по ОСАГО после ДТП. Вот пример судебного решения, где неустойка была уменьшена почти в 3 раза, и такое чаще всего и происходит.

Моральный вред

  • Основание: статья 151 ГК РФ,
  • сколько: символическая сумма (обычно от 1 000 до 10 000 рублей),
  • в каких случаях: если Вы докажете наличие моральных страданий,
  • как получить выплату после ДТП: изложив соответствующее требование в досудебной претензии или иске.

Моральный вред – очень спорный вопрос в любых судах. Дело здесь в том, что судебная практика 2019 года очень строго оценивает причинённые Вам в результате несвоевременной выплаты, отказа страховой или недостаточной выплаты моральные страдания и чаще всего уменьшает сумму в разы. Обычно такие суммы варьируются от тысячи до 10 тысяч рублей.

https://www.youtube.com/watch?v=4h7FS8AOf38

Вот пример уменьшения морального вреда с 10000 до 3000 рублей.

Штраф страховой в пользу истца

  • Основание: статья 16.1 ФЗ “Об ОСАГО”,
  • сколько: 50% от общей суммы иска,
  • в каких случаях: только по суду,
  • как получить выплату после ДТП: изложив соответствующее требование в исковом заявлении.

Да-да, штрафы бывают не только административные, но и гражданские – то есть в пользу истца. В данной ситуации штраф положен за отказ от досудебного урегулирования вопроса.

И это ещё более тонкая выплата по ОСАГО после аварии, нежели перечисленные выше, которую можно получить не всегда, но часто.

Как Вы уже наверняка поняли, выплата штрафа возможна только в результате её назначения судьёй, потому как штраф именно за отказ от досудебного урегулирования вопроса с возмещением вреда.

Часто бывает так, что страховая до последнего надеется, что Вы не подадите иск в суд, но, получив повестку, буквально за день до суда выплачивает все возмещения по иску.

Здесь ничего не поделать – страховая исполнила свои обязательства и избежала штрафа.

Но даже если такое не случится, то, как и в обстоятельствах с неустойкой, судья вправе уменьшить размер штрафа, и чёткие 50% в законе для него не помеха. И аналогично размер может быть уменьшен в несколько раз.

И снова судебная практика:

  • решение с уменьшением с 383(!) тысяч рублей до 7,5 тысяч,
  • решение с уменьшением с 35 000 до 25 000 рублей,
  • решение с уменьшением штрафа с 15 000 до 10 000 рублей.

Выплаты напрямую с виновника

Выше мы перечислили всевозможные выплаты, какие можно получить по ОСАГО после ДТП. Но ими не ограничивается возмещение вреда. Какие ещё выплаты могут быть напрямую с виновника?

Но прежде отметим, что если у виновника ДТП нет полиса ОСАГО, то Вы можете рассчитывать на все вышеперечисленные требования, кроме штрафа и морального вреда, также неустойка будет считаться не утверждённым процентом, а разумной мерой по убеждениям суда.

Моральный вред за ДТП

  • Основание: статья 151 ГК,
  • сколько: от 3 до 12 тысяч рублей,
  • в каких случаях: во внесудебном порядке или по суду,
  • как получить выплату после ДТП: по требованию к виновнику.

В отличие от взыскания морального вреда по суду со страховой компании, когда такой вред причинён именно действиями со стороны страховой (отказ, мало денег задержка выплаты), в данном случае моральный вред можно взыскать, полученный именно из-за аварии.

Такая выплата взыскивается только с виновника напрямую, со страховой компании её взыскать нельзя.

И, аналогично, сумма уменьшается в несколько раз. Даже если Вы потребуете выплатить Вам миллион рублей, обосновывая это тем, что полная гибель Вашего Мазерати довела до психического расстройства, показав медсправку, судья всё равно уменьшит сумму до стандартных значений.

Разница между расчётом с износом и без

  • Основание: статья 12, пункт 19 ФЗ “Об ОСАГО”, Постановление КС РФ,
  • сколько: недостающая сумма расчёта без износа,
  • в каких случаях: если страховая посчитала запчасти с учётом износа,
  • как получить выплату после ДТП: по требованию к виновнику.

Мы уже сделали вывод из нашей отдельной статьи о взыскании разницы напрямую с виновника, что по ОСАГО страхуется только часть ответственности водителя в аварии. И, к сожалению, это правда. Страховая компания имеет полное право посчитать компенсацию ущерба в ДТП с учётом износа, и законодатели в курсе, что это часто может быть меньше реальной стоимости ремонта машины. Поэтому Конституционный суд вынес постановление, что разницу в такой ситуации можно взыскать напрямую с виновника.

А в следующей статье мы выясним, какие выплаты положены по ОСАГО при вреде здоровью и жизни пострадавшего в ДТП.

Источник: https://AutoTonkosti.ru/q/kakie-vyplaty-mozhno-poluchit-po-osago-posle-dtp

Асс в праве
Добавить комментарий