Меры по предупреждению банкротства

Меры по предупреждению банкротства

Меры по предупреждению банкротства

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) от 26 октября 2002 г.

регулируется порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) организаций, порядок и условия проведения процедур банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности организации-должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

С.А. Карелина отмечает, что воздействие на должника на различных этапах процесса о несостоятельности осуществляется с помощью различных мер, прямо предусмотренных законом.

Первоначально, на этапе возбуждения производства по делу, это обеспечительные меры (наложение арестов на имущество должника, отстранение его от управления, анализ и установление финансового положения должника и др.

); при наличии возможности восстановления платежеспособности должника – это восстановительные меры (меры по перепрофилированию производства, продаже предприятия должника, меры, осуществляемые в рамках моратория на удовлетворение требований кредиторов, меры по признанию ряда сделок должника недействительными и т.д.

) и, наконец, ликвидационные меры, применяемые на основании решения о признании должника несостоятельным (банкротом), направленные на выявление дебиторской задолженности должника, формирование конкурсной массы, ее реализации, а также меры по удовлетворению требований кредиторов в порядке очередности, предусмотренной законодательством.

Итак, процедуры несостоятельности (банкротства) представляют собой предусмотренную законодательством совокупность мер в отношении должника, направленных на восстановление его платежеспособности или ликвидацию.

В процессе антикризисного управления в зависимости от стадии финансовой несостоятельности предприятия, от существующих взаимоотношений между руководством предприятием, собственниками предприятия, кредиторами, степени доверия между ними и другими обстоятельствами различаются следующие виды процедур: досудебные, судебные (арбитражные), внесудебные (когда, не дожидаясь арбитражного суда, собственники предприятия сами принимают решения о процедурах банкротства).

В случае возникновения первых признаков несостоятельности руководитель организации должника обязан направить собственнику имущества, учредителям должника сведения о наличии признаков банкротства у организации.

Руководитель предприятия-должника, учредители организации-должника, собственник имущества должника, органы исполнительной власти на различных уровнях управления обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций.

А.Т. Зуб подчеркивает, что большинство организаций не готовятся к кризисной ситуации, когда дела идут удовлетворительно. Их руководители строят соответствующие планы, рассчитывают на будущий успех, радуются своим достижениям и не сочувствуют неудачникам.

Однако, оценивая обычную для современного бизнеса ситуацию, П. Друкер пишет: «Анализ всего бизнеса и основных его составляющих всегда показывает, что дело обстоит гораздо хуже, чем можно было бы ожидать.

Товары, которыми мы гордились, оказываются «вчерашними кормильцами»… Деятельность, на которую не обращали особого внимания, оказывается крупным центром сосредоточения затрат и обходится так дорого, что грозит компании потерей конкурентоспособности.

То, что в компании считается признаком качества товара, совершенно не принимается в расчет потребителем. Важные и ценные знания или не применяются тем, где они могут дать результаты, или дают результаты, которые никому не нужны».

Поэтому в целях предупреждения банкротства необходимо систематически силами аппарата управления проводить анализ финансовой устойчивости и при появлении первых признаков ухудшения финансового положения предприятия выявлять причины такого положения и их устранять, такую работу следует проводить до полного восстановлении финансовой устойчивости предприятия.

Для этого руководство разрабатывает программу выхода из кризиса (краткосрочную и среднесрочную), на худой конец план мероприятий. Меры по предупреждению ухудшения финансового положения предприятия следует принимать до момента просрочки платежей кредиторам свыше трех месяцев, т.е. до возможного момента подачи кредиторами в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.

Антикризисное управление заключается в минимизации потенциального риска нормальной работе организации и направлено на предотвращение кризиса путем проведения организационных изменений, обеспечивающих единство действий членов организации и ее руководства для предотвращения кризиса, а в случае его наступления – выхода из кризиса с минимальным ущербом для организации.

Связь постоянных и последовательных нововведений во всех звеньях и областях действий организации с разработкой программ кризисного управления является общепризнанной.

При этом обычно подчеркивается, что антикризисное управление предполагает наличие гаммы альтернативных вариантов управленческих решений, предусматривающих различные действия в зависимости от ситуации.

Однако речь идет не о хаотическом наборе ситуаций, полученных в результате независимых методик и подходов, а о системе взаимосвязанных решений, в большей или меньшей степени базирующихся на общих предпосылках. Выбор же предпосылок или оснований для кризисного моделирования определяется задачей его эффективности.

Меры, направленные на восстановление платежеспособности должника, могут быть также приняты кредиторами или иными лицами по соглашению с организацией должника. Эти меры должны приниматься (разрабатываться) как только у предприятия появляются случаи просроченной кредиторской задолженности.

В качестве примера, к таким мерам можно отнести:

  • 1. оказание временной финансовой помощи собственником предприятия, кредитором по соглашению с должником, третьим лицом с согласия должника или под залог и гарантию указанных лиц;
  • 2. укрепление руководства предприятием;
  • 3. сокращение различного рода затрат;
  • 4. улучшение производственного процесса.

Согласно ст. 31 ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве), учредителями организации-должника, собственником имущества, кредиторами и иными лицами в рамках мер по предупреждению банкротства должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности.

Такое предоставление должнику финансовой помощи в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления его платежеспособности называется досудебной санацией.

Предоставление финансовой помощи, как правило, сопровождается принятием на себя организации-должника или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь. Однако финансовая либо другая помощь от сторонних лиц может иметь место лишь с согласия организации-должника.

Оказание финансовой помощи должнику может быть как на возмездной, так и на безвозмездной основе, в виде предоставления необходимых денежных средств под различные гарантии: залог, поручительство, банковская гарантия, может быть даже отсрочка по уплате налогов по соглашению с налоговой инспекцией и др.

В целях результативного проведения досудебной санации организация-должник осуществляет разработку программы (плана) мер по выходу из неустойчивого финансового состояния, в которой должны быть четко прописаны действия должника по мобилизации внутренних ресурсов и резервов, по рациональному использованию получаемых финансовых средств, а также по устранению негативных причин, повлекших возникновение первых признаков несостоятельности организации. Без такой программы (плана) финансовая помощь не предоставляется.

В рамках этой программы могут быть заключены соглашения о временной отсрочке погашения долгов, о возможном погашении долгов предыдущей организацией, услугами (арендой своих цехов), материальными запасами и другими мерами.

Восстановление платежеспособности может потребовать структурной перестройки организации, замены руководящих кадров.

Как отмечают Г.К. Таль, В.В. Григорьев, Г.Б. Юн и др., практика предыдущих лет показала низкую эффективность проводимых санаций как в судебных, так и во внесудебных процедурах, что вполне объяснимо. Для получения инвестиций предприятие должно быть инвестиционно привлекательным. Для этого требуется, чтобы оно:

  • · выпускало пользующуюся спросом, конкурентоспособную продукцию или имело четкий план, по которому такая продукция будет выпускаться в результате санации;
  • · имело эффективные основные производственные фонды или знало, что должно быть приобретено при санации и от чего предприятие должно освободиться (неиспользуемые объекты недвижимости, оборудование и социальная инфраструктура);
  • · располагало эффективной инженерной и транспортной инфраструктурой;
  • · обладало эффективной организационно-функциональной структурой управления (эффективным менеджментом);
  • · проводило оптимальную маркетинговую политику;
  • · владело механизмами применения современных финансовых инструментов.

Вышеперечисленные признаки инвестиционной привлекательности обеспечивают эффективность финансовых вложений, дают серьезные гарантии того, что инвестиции будут направлены не на зарплату или погашение долгов, после чего непременно появятся новые долги, не на личное обогащение управляющего, а на эффективное реформирование организации.

банкротство финансовый помощь должник

Банкротство (финансовый крах, разорение) – это признанная арбитражным судом или объявленная должником его неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и по уплате других обязательных платежей.

В системе правового регулирования несостоятельности (банкротства) участников имущественного оборота центральным нормативным правовым актом является Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ.

Закон распространяет свое действие на все юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, исключение составляют казенные предприятия.

Кроме того, в соответствии с данным законом, несостоятельными могут быть признаны некоммерческие организации, действующие в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда.

Банкротство иных некоммерческих организаций исключается.

Основной признак банкротства – неспособность организации обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков платежей. По истечении этого срока кредиторы получают право на обращение в арбитражный суд о признании предприятия-должника банкротом.

В законодательной и финансовой практике выделяют следующие виды банкротства организации: реальное банкротство организации; временное, условное банкротство; преднамеренное (умышленное) банкротство; фиктивное банкротство.

Банкротство организации имеет как позитивные, так и негативные последствия, поэтому в странах с развитой рыночной экономикой, как правило, предусматривается комплекс мер по восстановлению платежеспособности фирмы-должника, а ее банкротство (ликвидация) или сокращение бизнеса рассматривается как крайне нежелательная мера.

В целях предупреждения банкротства необходимо систематически силами аппарата управления проводить анализ финансовой устойчивости и при появлении первых признаков ухудшения финансового положения предприятия выявлять причины такого положения и их устранять, такую работу следует проводить до полного восстановлении финансовой устойчивости предприятия.

В процессе антикризисного управления в зависимости от стадии финансовой несостоятельности предприятия, от существующих взаимоотношений между руководством предприятием, собственниками предприятия, кредиторами, степени доверия между ними и др. обстоятельствами различаются следующие виды процедур: досудебные, судебные (арбитражные), внесудебные (когда, не дожидаясь арбитражного суда, собственники предприятия сами принимают решения о процедурах банкротства.

Page 3

Перейти к загрузке файла
  • 1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. С изменениями и дополнениями 2006 года. – М.: Эксмо, 2006. – 240 с.
  • 2. Гражданский кодекс Российской Федерации с изменениями и дополнениями на 1 июля 2005 г. – М.: Эксмо, 2005. – 544 с.
  • 3. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». С изменениями и дополнениями на 1 мая 2005 г. – М.: Эксмо, 2005. – 176 с.
  • 4. Федеральный закон от 29 июля 2004 г. №98-ФЗ «О коммерческой тайне» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 9 августа 2004 г. – №32. – Ст. 3283.
  • 5. Постановление Президиума ВАС РФ от 29 июня 1999 г. №8640/98 // Вестник ВАС РФ. – 1999. – №10.
  • 6. Постановление Президиума ВАС РФ от 14 октября 1999 г. №905/99 // Вестник ВАС РФ. – 1999. – №12.
  • 7. Постановление ВАС РФ от 13 марта 2002 г. №825/01 // Судебная практика к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)».
  • 8. Антикризисный менеджмент / под ред. А.В. Грязновой. – М.: Эксмо, 1999. – 420 с.
  • 9. Антикризисное управление: теория, практика, инфраструктура: учебно-практ. пособие / отв. ред. Г.А. Александров. – М.: БЕК, 2002. – 544 с.
  • 10. Белых, В.С. Концепция банкротства: законодательная модель и реальность / В.С. Белых // Российский юридический журнал. – 1995. – №3. – С. 6-14.
  • 11. Белых, В.С. Правовые основы несостоятельности (банкротства) / В.С. Белых, А.А. Дубинчин, М.Л. Скуратовский. – М.: НОРМА, 2001. – 390 с.

Источник: https://vuzlit.ru/1599278/mery_preduprezhdeniyu_bankrotstva

Предупреждение банкротства – как избежать, необходимые меры, возможный риск

Меры по предупреждению банкротства

Одной из стадий банкротства является его предупреждение. При этом процедура необязательно доходит до последней стадии. Имеется ряд факторов, препятствующих ее завершению, например, наличие эффекта при проведении оздоровительных манипуляций. Банкротство является долгосрочным многоэтапным процессом, направленным на предупреждение финансового неблагополучия компании.

Арбитражный суд не стремится любыми средствами ликвидировать обанкротившееся юридическое лицо. Задачей организации является предупреждение невыгодных для владельца и его кредиторов последствий.

Меры по предупреждению банкротства предприятия определяются законодательством. Учредители компании-должника уведомляются о признаках банкротства, после чего они обязаны предпринять меры предупреждения банкротства.

Одной из них является досудебная санация, представленная финансовыми выплатами в размере задолженностей фирмы. При этом должник принимает на себя определенные обязательства перед лицом, погасившим его долги.

Мероприятия по предупреждению банкротства – это комплекс мер по оптимизации отношений и характеристик компании.

Процесс подразумевает поиск и устранение тех факторов, которые распространяют фиктивное банкротство, а также разрушение негативного влияния отдельных сотрудников фирмы. С этой целью разрабатывается система, которой контролируется экономическая несостоятельность компании.

В законодательстве государства указывается, что юридическое лицо должно приложить все усилия, чтобы не стать банкротом. Удачное предотвращение банкротства определяется правильным анализом состояния компании, ситуации в стране и в своей экономической сфере. Отдельно определяются наиболее типичные причины развития банкротства.

Существует система по предотвращению банкротства, состоящая из органов государственной власти и общественных организаций. Ее работа осуществляется посредством сотрудничества между собой субъектов предупреждения банкротства, в ходе которого используются комплексные стратегии прогнозирования негативных эффектов.

Перечислим активно используемые стратегии:

Экстраполяция
  • С помощью экстраполяции определяется прогноз на краткий период. Учитывается общий фактор, который влияет не только на благосостояние компании, но и на финансовое положение в стране.
  • При прогнозировании пользуются теми же характеристиками, что и в прошлых периодах. Анализ начинается с них, а затем достраивается для прогнозируемого периода. В результате получается статистический ряд.
Способы экспертной оценки
  • Этот метод применяется, когда необходимо сделать прогноз на долгосрочный период. Набирается группа экспертов, каждый из которых оценивает ряд показателей, предполагая, какой будет динамика их развития.
  • Дополнительно определяется значимость каждого из параметров.
Моделирование
  • Широко используется метод моделирования, в котором показатели подвергаются компьютерному анализу с использованием статистики и математических моделей.
  • Этот способ позволяет быстро оценить экономическую, социальную и демографическую информацию. Особенностью метода является возможность отдельно проанализировать деятельность каждого сотрудника компании.
  • При проведении прогнозирования обязательно нужно действовать в соответствии с законодательством. Нарушение коммерческой тайны допустимо лишь в некоторых крайних случаях.
  • Правоохранительные органы, которые могут работать в данной области, — это арбитражный суд, налоговая полиция, прокуратура и прочие государственные организации, так или иначе связанные с налогообложением.

Выявить признаки

Обнаружить признаки несостоятельности можно и в договорных, и в недоговорных отношениях субъекта.

К ним относятся:

  • наличие долгов по заключенным договорам контракции, поставок за услуги, выполнение работ;
  • внезапное обогащение без каких-либо оснований;
  • наличие задолженностей по выплате зарплаты и выплатам в фонды;
  • невыплаченные полностью или частично займы;
  • долги по отношению к учредителям;
  • задолженности из-за нанесения ущерба имуществу кредитора.

Детали закона

Законодательное регулирование мер, которые субъекты могут принять по отношению к должнику, определяются статьей 30.

Статья 30 Закона о банкротстве

Субъектами являются учредители фирмы-должника, собственники имущества на унитарном предприятии, органы исполнительной власти (федеральные или на уровне субъектов Российской Федерации), в некоторых случаях – органы местного самоуправления.

В соответствии с указанной статьей вышеперечисленные субъекты обязаны принимать меры по предотвращению банкротства, однако ответственность за бездействие статьей не регламентирована.

На практике взаимосвязь между действиями субъектов и банкротством доказать практически невозможно. При условии соглашения с должником принимать меры могут еще и кредиторы.

Конкретные меры предупреждения законом не определяются, упоминается только досудебная санация (статья 31). Поэтому меры могут быть любыми, как юридическими, так и экономическими. Их целью является повышение платежеспособности и обеспечение ресурсами фирмы-должника.

Пункт 1 статьи 30 определяет обязанности руководителя предприятия-должника на досудебном этапе. Он должен известить учредителей компании о возникновении признаков банкротства, перечисленных в пункте 2 той же статьи. За нарушение этого положения не предусмотрено никаких мер ответственности.

В 31 статье определяется разработка досудебных мероприятий, в частности досудебной санации, которая представляет собой короткое решение – прямую выдачу должнику финансовой компенсации, достаточной для погашения всех долгов. Фактически, это непоименованный договор субъекта-санатора и должника.

В пункте 2 данной статьи регламентируется возможность принятия должником обязательств по отношению к санатору. Субъект может и не налагать обязательств на должника, однако тогда санацию стоит дифференцировать от дарения, так как ГК запрещает оформление договора дарения между несколькими коммерческими организациями.

Антикризисное управление

Антикризисные меры государства производятся в тот период цикла предприятия, когда наблюдается резкое падение его платежеспособности. Однако определенные антикризисные процедуры производятся на всем протяжении жизненного цикла мероприятия.

Основной целью антикризисного управления является организация поиска возможных источников вложений в бизнес. Подразумевается использование в том числе и нетрадиционных для российского бизнеса источников и новых способов поиска.

Часто большие производства не имеют возможности обеспечить не только социальное развитие и оплату ЖКХ, но и покупку сырья, выдачу заработной платы и возмещение задолженностей за электроэнергию. Естественно, нет и инвестиционных ресурсов.

Как сообщает Госкостат, у большинства региональных промышленных организаций имеются большие задолженности по кредитам бюджета, контрагентов и небюджетных фондов. Многие из них уже характеризуются признаками несостоятельности.

Более выгодное положение имеют сырьевые предприятия по экспорту энергоисточников, металлов и т.д., однако и они терпят определенные трудности из-за растущих издержек и уменьшения уровня продаж. Не стоит забывать и про роль финансового менеджмента, который зачастую бывает неэффективным.

Поэтому большое значение имеет антикризисное управление, сочетающее в себе общие принципы управления и специфические процедуры, основанные на борьбе с кризисом. В первую очередь определяется специфическая цель, обусловленная кризисом.

Формируется экономика банкротства, в которой убытки компании перекладываются на других. Основной характеристикой антикризисной стратегии является жестко ограниченные сроки, например, сроки внешнего управления или появление признаков банкротства. Для соблюдения сроков решения должны приниматься быстро и немедленно вводиться в исполнение.

Краткосрочной целью антикризисного управления является сохранение рентабельности предприятия. Для этого управляющий разрабатывает бизнес-стратегию, включающую снижение издержек производства, реструктуризацию существующего долга и т.д:

  1. Предприятие делится на правильно функционирующую часть и те подразделения, которые уже не приносят прибыль.
  2. Нетрудоспособные части расформировываются.
  3. Производится реорганизация предприятия.

Способы

Основные методы предотвращения банкротства — это:

Контроль задолженности кредиторам
  • Стоит задуматься о том, как избежать накопление долгов. Залогом успеха является обеспечение ликвидности активов предприятия, а также наиболее безопасное использование свободных средств.
  • Кредитную задолженность необходимо структурировать, в первую очередь погасить краткосрочные задолженности. Еще одним важным фактором является обязательное соблюдение сроков расчета. В крайнем случае можно пойти на преднамеренный риск и самостоятельно начать процесс банкротства.
Оптимальная корпоративная структура
  • нужно проанализировать вертикальные и горизонтальные связи в управлении компанией, реорганизовать дочерние компании, распределив между ними рабочие функции и денежные потоки;
  • при наличии дружественных компаний можно передать им собственное имущество под залог, что позволит создать дополнительное обременение.
Анализ ликвидности и реализация активовЭто позволит погасить долги через продажу имущества компании.
Повышающие кредитоспособность сделкиТакой метод позволит быстро рассчитаться с кредиторами.
Обращение в милицию и судебная защита в ответ на криминальное действиеВ случае если процесс банкротства уже начат, то можно возбудить дело о незаконном захвате имущества продумать правильную тактику поведения в суде.

Дополнительные меры

К дополнительным мерам восстановления платежеспособности для малого, среднего или крупного бизнеса относятся:

Обращение к государственным или частным кредиторамФинансовая помощь от этих организаций позволит предприятию-должнику разобраться с кредитными обязанностями и частично вложить средства в развитие бизнеса.
Взыскать долги со своих покупателейПроизведя окончательный расчет с покупателем за взятые в кредит товары и услуги, организация получит необходимые активы.
Увеличение уставного капиталаТакое решение, принятое на собрании учредителей предприятия, принесет Обществу с Ограниченной Ответственностью взносы участников в денежном эквиваленте.
Продажа организацииТретьим лицам.
Новая эмиссия акций предприятияТакая стратегия организации привлечет в компанию вступительные взносы новых членов.
Поиск частных инвесторовИнтересующихся отраслью, в которой работает компания.

Надёжные стратегии

Статья 191 Федерального закона регламентирует особые меры, направленные на предупреждение банкротства стратегически важных организаций.

К ним относятся:

  • проведение анализа платежеспособности компании;
  • реорганизация;
  • погашение долга предприятия, работающего по оборонному заказу государства;
  • реструктуризация задолженности между бюджетом государства и специализированными внебюджетными фондами;
  • досудебная санация – компенсация долга государством с наложением на должника обязательств;
  • содействие при соглашении организации и кредитора о реструктуризации долга, то есть предоставляет государственную гарантию погашения задолженности;
  • прочие меры, определяемые индивидуально.

Банкротство ИП начинается с подачи заявления от кредиторов или самого предпринимателя.

Основы банкротства сельскохозяйственных организаций описаны на этой странице.

Здесь мы подробнее расскажем про условия банкротства физических лиц.

Проведение всех вышеперечисленных мер обусловлено большой заинтересованностью государства в том, чтобы стратегически важные организации продолжали делать вклад в его экономику.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: http://calculator-ipoteki.ru/preduprezhdenie-bankrotstva/

Меры по предупреждению банкротства организаций: как предупредить банкротство

Меры по предупреждению банкротства

Меры по предупреждению банкротства организаций способствуют улучшению финансовой ситуации на предприятиях, поэтому знание этих мер играет превалирующее значение в сложной ситуации. Руководство любой компании прежде, чем говорить о банкротстве должно применить меры по его профилактике, в некоторых случаях способные полностью восстановить их положение.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.  

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

+7 (499) 450-39-61

Это быстро и бесплатно!

Причины банкротства

Под банкротством понимается как полная потеря платежеспособности субъектов, имеющих экономические отношения, так и непосредственно процедура признания несостоятельности такого субъекта.

Другими словами, несостоятельность возникает тогда, когда компания не может погасить кредиторскую задолженность и платить по текущим счетам. Отсутствие платежеспособности по  кредитам на протяжении 3 месяцев называется абсолютная неплатежеспособность, что сигнализирует о начале процедуры банкротства.

Сама процедура и все ее этапы подробно изложены в 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)от 26.10.2002 г.

Факторы, вызывающие банкротство организаций могут быть внешние и внутренние. К внешним, как правило, относят:

  • политическую ситуацию;
  • экономическую ситуацию;
  • ужесточение конкуренции;
  • демографическую ситуацию.

Политическая ситуация подразумевает наличие социальных волнений, нестабильная рыночная конъюнктура, недостатки в законодательной сфере, прекращение внешнеэкономических связей.

Экономическая ситуация катализирует такие факторы как высокое инфляционное поле, экономический кризис, финансовая дестабилизация, банкротство компаний в аналогичной сфере и вследствие этого повышение ресурсной стоимости, применяемой компанией, высокие налоговые ставки.

Ужесточение мировой конкуренции, обусловленное быстрой модификацией научно-технической сферы, определяют фактор банкротства компании, не  готовой поддерживать такие темпы развития.

Демографическая ситуация выявляет такие факторы уменьшение количества и качества того состава населения, которое выступает потребителем товара или услуги.

Внутренние факторы – более обширные и могут варьироваться в зависимости от сферы деятельности компании. В целом можно выделить следующие причины:

  • дефицит оборотного капитала;
  • отсутствие современного оборудования;
  • формирование производственных остатков сверх нормы;
  • ненадежная клиентская база;
  • отсутствие сфер сбыта;
  • нерегулируемый рост хозяйственной деятельности.

Дефицит оборотного капитала влечет за собой дисбаланс между собственным и заемным капиталом, где заемные средства в существенной степени  в объеме превосходят собственные. Это является катализатором для снижения доверия кредиторов и как следствие, получения отказа в новых кредитах.

Отсутствие современного оборудования приводит к тому, что  вслед за неготовностью модифицировать техническое обеспечение организация теряет способность к конкуренции с более мощными, оборудованными по последним технологиям организациями.

Формирование производственных остатков сверх нормы влечет то, что доля продукции не находит сбыта, а значит организация не имеет от этого никакой прибыли.

Под ненадежной клиентской базой подразумевается отказ клиентов от своих платежных обязательств или их задержка.

Причинами отсутствия сфер быта становятся плохой маркетинг, игнорирование этапов прогнозирования или его некорректное выполнение. Все это влечет снижение прибыли, как следствие, банкротство организации.

Нерегулируемый рост хозяйственной деятельности влечет увеличение затрат, которые не будут покрываться прибылью компании.

Меры по предупреждению банкротства организаций

Стадия прогнозирования остается одной из самых важных в работе любой компании. Именно с помощью прогнозирования можно избежать банкротства, убрав причины его возникновения.

Эти меры включают в себя поиск и устранение факторов намеренного и фиктивного банкротства,
регулирующиеся  ст. 30 ФЗ №127 «О несостоятельности (банкротстве)».

Существуют следующие методы по профилактике банкротства организаций:

Экстраполяция

Мера, предлагающая проанализировать деятельность организации за короткий временной отрезок в сравнении с идентичным периодом в прошлом. Метод экстраполяции основан на использовании статистического ряда, а его результат прямо пропорционален экономическому положению дел в стране.

Другими словами, если, к примеру, взять период 2016 года, когда были введены санкции, то наибольший риск банкротства у компаний, имеющих зарубежных партнеров, однако при их отмене, эти риски снижаются значительно.

Экспертная оценка

Метод  используется для прогнозирования на более длительный период в будущем. Руководство организации собирает круг экспертов, профессионально исследующих ситуацию в компании и дающих ответы на вопросы в количественном эквиваленте.

Метод экспертной оценки подразумевает анализ возможных будущих изменений через призму приоритетности каждого из заявленных  параметров.

Моделирование

Этот метод, помогающий предупредить банкротство, основан на использовании специального программного продукта, который математическим и статистическим способами анализирует необходимые параметры.

Такая мера дает возможность охватить большое информационное поле, включающее внутренние и внешние факторы банкротства. Важная особенность моделирования  в том, что выполняется прогноз поведения работников организации, так или иначе влияющих на ситуацию в компании, что может помочь исключить возможное нарушение действующего закона.

Кроме использования этих трех основных методов, возможно применение ряда мер, варьирующихся согласно организационно-правовой форме и конкретной ситуации в организации:

  • финансовая поддержка организации;
  • продажа имущества должника;
  • укрпеление руководящей структуры;
  • возвращение финансовых средств от дебиторов;
  • реорганизация;
  • эмиссия акций;
  • досудебная санация;
  • модификация корпоративной среды;
  • другие

Меры, перечисленные выше, могут использоваться любой организацией, а их выбор зависит от руководства и масштабов компании.

Стратегически важные компании должны опираться на список мер, указанных в ст.191 ФЗ №127 «О несостоятельности (банкротстве)».

Для предупреждения банкротства таких компаний требуется подключение Правительства РФ, действие которого направлено на выполнение следующих шагов:

  • анализ финансового положения;
  • восстановление платежеспособности путем погашения задолженности в случае несвоевременных выплат по государственному оборонному заказу;
  • реструктуризация задолженности перед федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами;
  • предложение государственного обеспечения для реструктуризации кредиторской задолженности;
  • выполнение санации;
  • прочие необходимые меры для каждой конкретной организации, указанные в законодательстве.

Под прогнозированием понимается отправная точка в деле предупреждения банкротства.

Заключение

Методы по профилактике несостоятельности помогают разработать конкретные меры и целый ряд мероприятий для исключения самого худшего варианта развития событий.  Сроки применения конкретных мер не должны быть растянуты во времени, максимум полгода.

Координацию и контроль за использованием плана по восстановлению выполняют специальные органы и службы: налоговая и прокуратура. Прогнозирование и использование определенных мер может остановить негативное развитие картины для любой организации, поэтому пренебрегать этим этапом точно не стоит.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас: 

+7 (499) 450-39-61

Это быстро и бесплатно!

Источник: https://prava.expert/bankrotstvo/mery-dlya-izbezhaniya-bankrotstva.html

Меры для предупреждения несостоятельности и банкротства

Меры по предупреждению банкротства

Нормальная деятельность любого субъекта подразумевает получение прибыли, однако в силу разных обстоятельств предприятие может терпеть убытки, получить отказ от должников в возврате средств или из-за других факторов терять свою платежеспособность. Если такой процесс затягивается во времени, то можно смело начинать предупреждение банкротства, иначе компании может грозить финансовая гибель.

К мерам по предотвращению несостоятельности относят ряд превентивных действий, которые могут оказать существенное влияние на финансовое положение фирмы и помочь ей избежать банкротства.

Возможные меры по предупреждению банкротства регулируются ст. 30 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

В частности, при возникновении признаков банкротства, описанных в п. 2 ст.

указанного закона, когда юридическое лицо неспособно удовлетворить требования кредиторов по уплате обязательных платежей и (или) денежным обязательствам с задержкой в 3 и более месяца, руководитель такого юридического лица обязан направить участникам (учредителям), унитарному предприятию-собственнику имущества должника сведения о наличии признаков банкротства. Закон обязывает указанных адресатов, а в отдельных случаях и федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принять своевременные меры по предупреждению банкротства организаций.

В п. 3 ст.

30 Федерального закона №127-ФЗ предусмотрено, что участник (учредители) предприятия-должника должны принять меры для предупреждения банкротства и по возможности восстановить платежеспособность должника до момента подачи заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд. Предупреждение банкротства включает меры, принятые кредиторами или другими лицами на основе соглашения с предприятием-должников. Такие меры в первую очередь должны быть направлены на восстановление платежеспособности организации.

Санация как инструмент восстановления платежеспособности

Предупреждение банкротства в законодательстве сводится к призыву к собственнику имущества и учредителям принять своевременные меры.

И хотя такая норма сформулирована как обязательная, однако ее не подкрепляют никакие меры государственного воздействия на указанный круг лиц, если норма не будет соблюдена.

Поэтому предупреждение банкротства участниками и собственниками имущества является декларативным.

В ст. 31 Федерального закона установлена возможность оказания безвозмездной финансовой помощи должнику.

Такая мера называется санация, она выделяется только при наличии определенных законодательно признаков банкротства и только в размере, достаточном для восстановления платежеспособности.

Санацию как вариант меры по предупреждению банкротства вправе проводить унитарные предприятия-собственники имущества должника, участники (учредители), кредиторы и иные лица для восстановления платежеспособности и предупреждения банкротства.

Санация может быть применена и на любой стадии рассмотрения дела про банкротство. Согласно п. 1 ст.

31 Федерального закона санация предоставляется в размере, достаточном для погашения обязательных платежей и денежных обязательств и восстановления платежеспособности предприятия.

Санация может предоставляться как на безвозмездной основе, так и сопровождаться принятием должником или иными лицами обязательств в пользу оформивших финансовую помощь.

Не следует считать санацию беспроцентным займом. Последний может оформляться в любой период деятельности предприятия, тогда как санация только во время банкротства.

Средства, полученные в результате санации, вовсе не обязательно должны возвращаться. Таким образом, санация является исключением из правил, закрепленных ст.

575 Гражданского кодекса Российской Федерации, которые запрещают дарение между коммерческими организациями.

Прочие варианты восстановления платежеспособности

Помимо законодательного попущения в виде санации, дозволенной организациям, пребывающим на грани банкротства, существуют и другие меры. Меры по предупреждению банкротства в зависимости от организационно-правовой формы и совокупности других причин в рамках досудебной стадии могут носить разный характер, как:

  • получение финансовой помощи;
  • заключение соглашения об отступном, новации или прекращение обязательств другим способом;
  • взыскание дебиторской задолженности;
  • частичная продажа имущества;
  • увеличение уставного капитала за счет дополнительных взносов участников или третьих лиц;
  • исполнение собственником имущества, третьими лицами или участниками (учредителями) обязательств должника;
  • дополнительный выпуск акций;
  • продажа предприятия;
  • другие меры.

Участники (учредители), собственники имущества самостоятельно определяют предпочтительность тех или иных мер для предупреждения банкротства. В зависимости от их решения выбранные варианты воплощаются в жизнь.

Существуют некоторые нюансы для нерядовых организаций относительно банкротства.

Если предприятие трудится в специфической отрасли, например стратегического направления для страны или является банком, для него могут быть применены дополнительные меры для предупреждения банкротства, недоступные другим предприятиям.

Стратегические предприятия и организации

Для предупреждения банкротства стратегических организаций и предприятий предусмотрена ст. 191 Федерального закона, которая регламентирует особенные меры. Для таких предприятий при угрозе банкротства правительство Российской Федерации в установленном законом порядке выполняет следующие действия:

  • организовывает проведение анализа и учета финансового состояния и платежеспособности в частности;
  • проводит реорганизацию;
  • если в результате несвоевременной оплаты государственного оборонного заказа возникла задолженность федерального бюджета перед стратегическими организациями и предприятиями, которые исполняют работу по государственному оборонному заказу, то осуществляет погашение такой задолженности;
  • обеспечивает проведение реструктуризации задолженности перед государственными внебюджетными фондами и федеральным бюджетом;
  • содействует достижению соглашения между стратегическими организациями и предприятиями и их кредиторами о реструктуризации задолженности, в частности предоставляя государственные гарантии оплаты;
  • проводит досудебную санацию;
  • осуществляет иные меры.

Все меры для предотвращения банкротства стратегически важных для государства предприятий и организаций направлены на поддержку и выведение последних из условий несостоятельности и кризиса, чтобы такие юридические лица не исчезли с экономического пространства государства.

Кредитные организации

Ввиду специфики своей деятельности особый статус для государства и кредитные организации, меры по предупреждению банкротства которых установлен ст. 3 Федерального закона от 25.02.1999 г.

N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Несостоятельность кредитных организаций подтверждается отзывом лицензии на осуществление банковских операций.

До этого момента реализуются следующие меры недопущения банкротства:

  • назначение временной администрации;
  • финансово оздоровление кредитных организаций;
  • реорганизация.

В случае возникновения угрозы банкротства участники (учредители) кредитной организации, члены наблюдательного совета (совета директоров), единоличный исполнительный орган кредитной организации и коллегиальный исполнительный орган обязаны принять своевременные и необходимые меры по финансовому оздоровлению и, в случае необходимости, реорганизации организации.

Банк России вправе потребовать от кредитной организации в случае возникновения предусмотренных ст. 4 Федерального закона №40-ФЗ оснований осуществления мер по финансовому оздоровлению, реорганизации и даже назначить временную администрацию. Такими основаниями являются:

  • неоднократное неудовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам на протяжении 6 месяцев;
  • неисполнение обязанности по уплате в срок до 3 дней обязательных платежей со дня наступления даты их исполнения из-за недостаточности или полного отсутствия денежных средств;
  • допущение снижения абсолютной величины собственных средств более 20% по сравнению с их максимальной величиной, что была достигнута за последние 12 месяцев с одновременным нарушением обязательных нормативов;
  • нарушение норматива текущей ликвидности больше чем на 10% за последний месяц;
  • допущение уменьшения величины собственных средств ниже размера уставного капитала по итогам отчетного месяца.

Последнее положение не является признаком банкротства для кредитных организаций, которые получили лицензию на осуществление банковских операций менее 2 лет назад.

Мерам по предотвращению банкротства для кредитных организаций уделяется большое внимание на законодательном уровне, особенно в свете мировых финансовых кризисов.

Поэтому в РФ разрабатываются специальные программы по предотвращению банкротства.

Источник: https://1bankrot.ru/antikrizisnoe-upravlenie/preduprezhdenie-bankrotstva.html

Асс в праве
Добавить комментарий