Обзор пленума по ОСАГО за 2019 год

Постановление пленума вс об осаго

Обзор пленума по ОСАГО за 2019 год

Тягач и прицеп застрахованы в одной страховой организации, но принадлежат двум разным владельцам — физическим лицам. Молодцы! С одной стороны УТС, а с другой строго по методике ЦБ расчет, в которой ни слова об УТС.

Бедный мировой судья, думаете, будет мозг напрягать?

Конечно, не будет! Возьмет расчет от автоюриста, сделанный по Методике Минюста, и впаяет страховщику УТС со штрафом. Наиболее интересными нам показались следующие разъяснения.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от N 2 — О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

То есть кроме​​​​​ оплаты ремонта страховая обязана заплатить владельцу деньги за ухудшение внешнего вида и технических характеристик автомобиля, причиной которого стало ДТП.

Такой позиции суд придерживался и раньше и часто взыскивал ее со страховой. Однако методики расчета до сих пор не появилось. Необходимо принятие единой методики оценки УТС, чтобы и по этому пункту не возникало споров и не было судов, считает первый зампред правления СОГАЗ Николай Галушин.

Часть “популярных” положений Пленума обращают внимание судов на некоторые изменения законодательства об ОСАГО, которые действуют с 1 сентября 2014 года.

С этого дня действует досудебный порядок урегулирования споров (п. 7) и двадцатидневный срок рассмотрения заявления потерпевшего. Если компания не уложилась с выплатой в этот срок, на нее начисляется неустойка в 1% за день просрочки (п.

21 ст. 12 Закона об ОСАГО), но только если договор был заключен не ранее 1 сентября 2014 года, обращает внимание п.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 г

При детальном рассмотрении документа можно выделить несколько основополагающих моментов: ППВС № 2 закрепляет право страховой компании на суброгацию – получение возмещения выплаченной компенсации по договору добровольного страхования потерпевшему лицу от страховой компании, в которой застрахована ответственность причинителя вреда по ОСАГО. К тому же Постановление определяет случаи отказа в суброгационном иске, а также определяет порядок оповещения страховой компании о произошедшей суброгации.

Medved01 › Блог › Верховный суд принял Постановление Пленума «О применении судами законодательства об ОСАГО»

Это не так.

С виновника ДТП могут быть взысканы лишь убытки, превышающие предельный размер страховой суммы. То есть если лимит страховой выплаты не исчерпан, то обратиться к виновнику ДТП с иском нельзя.

4. Верховный суд еще раз подтвердил, что утрата товарной стоимости относиться к реальному ущербу и подлежит взысканию по ОСАГО со страховой компании.

УТС представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида транспортного средства и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта.

Обзор пленума по ОСАГО за 2019 год

которые теперь включают в себя эксплуатацию ТС на прилегающей территории, во время буксировки, стоянки и пр.

; возмещение утраты товарной стоимости стало обязательным; возможность выплаты убытков, которые были понесены из-за утраты или повреждения груза; выставление штрафа в размере половины невыплаченной суммы страхования взымается обязательно, несмотря на наличие требований о его оплате; наличие возможности передачи прав на получение страховой выплаты иному гражданину; В ходе пленума по ОСАГО было уточнено ряд вопросов, которые вызывали множество споров в прошлом.

Законодательство об ОСАГО: Верховный Суд разъясняет (Котова Ю

Исковая давность по спорам, возникающим из правоотношений по договору ОСАГО, составляет три года (п.

2 ст. 966 ГК РФ). Этот срок исчисляется (п.

10 Постановления): — либо со дня, когда потерпевший (выгодоприобретатель) узнал или должен был узнать об отказе страховщика в выплате возмещения или о выплате не в полном объеме; — либо со следующего дня после того, как должно быть принято решение о выплате (или о выдаче направления на ремонт).

Пленум ВС принял постановление по ОСАГО66

ИМХО к непрофессиональным решениям ВС в области страхования уже все привыкли, уже можно тотализатор на них заводить, какой бред будет следующий. Ну не может ВС оставить своих коллег автоюристов без хлеба, а сколько мошенников им спасибо сказала и неперечесть.

Больше пугает фраза И.Юргенса: «Мы не можем ставить под сомнение решения Верховного суда, они направлены на усиление защиты пострадавших.

Источник: http://yuridicheskayakonsulitatsiya.ru/postanovlenie-plenuma-vs-ob-osago-28149/

Пленум ВС РФ опубликовал постановление по ОСАГО

Обзор пленума по ОСАГО за 2019 год

Судьи отметили, что споры по договорам ОСАГО являются одной из самых распространенных категорий гражданских дел в судах общей юрисдикции. По данным Судебного департамента при ВС РФ, только за первое полугодие 2017 года в суды поступило более 210 тысяч таких исков, что составляет более 3% от общего количества исковых заявлений.

В связи с тем что законодательные нормы по ОСАГО постоянно меняются, Верховный суд решил обновить правила применения законодательства судьями, для слаженности работы судебной системы в этом вопросе. Предыдущее постановление Пленума ВС РФ по ОСАГО вышло в 2015 году.

Подписан закон о новом порядке возмещения компенсации по ОСАГО

Разъяснения по поводу ОСАГО выпустил Пленум Верховного суда — специальный орган, в который входят главные судьи страны. У них есть полномочия объяснять непонятные законы. Судьи изучают дела в регионах, смотрят, какие проблемы чаще всего возникают из-за ОСАГО и где больше ошибок. Они много обсуждают, спорят, приглашают экспертов, а потом публикуют большой и важный документ.

Этим постановлением будут руководствоваться все суды во всех регионах. Оно нужно не только судам, но и всем автовладельцам. Когда страховая компания откажется платить за эвакуатор или не выдаст направление в нужный автосервис, можно найти подходящий пункт в постановлении Пленума и разобраться, как правильно.

Учитывая рекомендации, изложенные в постановлении Пленума ВС, можно сделать несколько основных выводов:

  • Право на страховую выплату имеет собственник имущества или лицо, владеющее транспортным средством, которому был нанесен урон в результате аварии. Лица, упомянутые в доверенности на такое имущество или имеющие на него договор аренды, не имеют права на компенсацию.
  • Страховая компания обязана возмещать утрату товарной стоимости технического устройства – внешний вид автомобиля теперь является материальным ущербом. Страховая компания вправе выбрать способ компенсации: путем перечисления денежных средств на счет потерпевшего или путем отправления пострадавшего автомобиля в сервисный центр на ремонт.
  • Произошло некоторое упрощение порядка компенсации ущерба при обоюдной вине участников дорожно-транспортного происшествия. Пленум по ОСАГО постановил в таком случае устанавливать степень виновности для каждого из водителей, в зависимости от которой производится страховая выплата. В случае не установленной степени виновности, возмещение ущерба не будет превышать 50% затраченных на ремонт средств.
  • К страховому случаю отныне причисляются аварии, произошедшие вне проезжей части дороги. ДТП, случившиеся на автостоянке или во дворе, также подлежат компенсации.
  • Страховая компания ответственна за произведенный ремонт транспортного средства пострадавшего в выбранном страховщиком автосервисе. Здесь стоит разъяснить, что за качество ремонта полностью ответственен автосервис, однако если потерпевший после произведенного ремонта обнаружит какие-либо послеремонтные проблемы, то он вправе обратиться в страховую компанию для их устранения.
  • Постановление затронуло и нанесение в результате аварии ущерба недвижимому имуществу. В таком случае возмещение ущерба производится исходя из смет и заключения оценщика. Также в основе требования о компенсации могут быть иные расчетные документы.
  • Если участникам ДТП (не более чем два участника) не было причинено вреда здоровью, то Верховный Суд допускает прямое досудебное урегулирование. Участникам происшествия дается возможность договориться и не доводить решение своего спора до суда. Первым шагом должно стать обращение потерпевшего в страховую компанию.
  • Страховой случай признается и в ситуации, когда вред имуществу был причинен при стоянке, остановке, или буксировке автомобиля. Компания-страховщик обязана покрыть все расходы на восстановление транспортного средства в такой ситуации.
  • Потерпевший имеет право выбора, в каком виде принять компенсацию от страховой компании. Это может быть денежная выплата или направление на ремонт в автосервисе. Следует понимать, что износ автодеталей и узлов, возникший не в результате ДТП, полностью оплачивает пострадавший. При этом Верховный суд предупреждает, что в 2018 выплаты по ОСАГО даже при выборе потерпевшим ремонта автомобиля, производятся с учетом естественного износа деталей автомобиля;
  • Пленум ВС утвердил новый размер страховой выплаты. За повреждение транспортного средства потерпевший может получить компенсацию в размере до 400 тыс. руб., а при установленном нанесении вреда здоровью – до 500 тыс. руб. Сумма зависит от степени тяжести полученных увечий.

ПОДРОБНЕЕ:  Таблица кбм осаго 2018

Особенности оформления «европротокола»

Тема «европротокола», как отмечают судьи ВС РФ, очень популярна в судебной практике. По данным Российского союза автостраховщиков, в 2016 году примерно 30% страховых случаев после ДТП были оформлены без вызова полиции на место аварии.

Лимит выплат в этом случае в 2017 году составлял 50 тыс. рублей, если ДТП произошло не в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях и если не использовались средства технической фиксации, а с 1 июня 2018 года он увеличивается до 100 тыс. рублей. Соответствующий закон в последних числах декабря подписал Президент России Владимир Путин.

Верховный суд подчеркивает, что стороны аварии должны договориваться о размере суммы возмещения в пределах установленного лимита. Пострадавшая сторона не может требовать от страховой компании суммы, превышающей установленный лимит.

Верховный суд дал новые разъяснения по ОСАГО

К сожалению, не всегда судебные решения были равнозначными для похожих случаев, выявляя несовершенство российского законодательства. Для устранения перекосов в судебной практике и двоякого толкования применяемых статей, Верховным судом Российской Федерации (ВС РФ) был проведен специальный Пленум, посвященный накопившимся спорным вопросам по ОСАГО.

По итогам состоявшегося 29 января 2015 года Пленума ВС РФ было принято постановление, представляющее собой, по сути, совокупность правомерных судебных решений в той или иной спорной ситуации и разъясняющих область их применения. Разберем некоторые важные моменты, которые рассматривались на Пленуме ВС по ОСАГО.

Состоялся Пленум ВС по ОСАГО

Это стало возможным после того, как функции упраздненного в августе этого года Высшего арбитражного суда (ВАС) были переданы ВС. Представить пленуму позицию арбитражных судов пригласили судью экономической коллегии ВС Надежду Ксенофонтову (ранее была судьей ВАС) и судью Арбитражного суда Уральского округа Екатерина Сирόта.

Однако уже после принятия данного документа в Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – закон об ОСАГО) были внесены существенные изменения.

ПОДРОБНЕЕ:  Цены по ОСАГО в РСА. Проверить стоимость ОСАГО по базе РСА

Так, с 1 января текущего года страховщики обязаны заключать договор ОСАГО в электронном виде с каждым лицом, обратившимся с соответствующим заявлением. С 28 апреля применяется правило о приоритете натурального возмещения причиненного ряду автомобилей в результате ДТП вреда (п. 15.

1 ст. 12 закона об ОСАГО).

С момента внедрения обязательной системы автострахования в России прошло немало лет, но можно констатировать, что некоторые моменты судебной практики по разрешению спорных ситуаций, связанных с Законом об ОСАГО, до сих пор имеют не однозначное толкование.

Конфликт интересов между страховщиком и водителем далеко не всегда разрешается обоюдовыгодным для сторон «мирным» способом.

Многие спорные положения приходится рассматривать в судебных органах Российской Федерации для вынесения окончательного и бесповоротного вердикта.

Состоялся Пленум ВС по ОСАГО

Общение участников ДТП

Судьи указали, что нередко при совершении ДТП водители общаются на повышенных тонах и прибегают к угрозам. Поэтому, если автовладелец считает, что сделка, заключенная с другим участником ДТП, противоречит его интересам, он имеет право потребовать в судебном порядке возмещения убытков в виде разницы между страховой выплатой и фактическим размером ущерба.

  1. чтобы оспорить соглашение;
  2. чтобы взыскать убытки.

Если же автовладельца, пострадавшего в аварии, ввели в заблуждение или применили к нему насилие и угрозы, это является безусловным основанием для признания сделки недействительной. Но для этого, как подчеркивает ВС РФ, нужны весомые доказательства.

Если суд сочтет их обоснованными, то пострадавшая сторона сможет требовать полного возмещения ущерба с виновника ДТП в соответствии с установленным Гражданским кодексом порядком, при чем в рамках одного иска.

Электронные полисы ОСАГО

Автовладельцы получили возможность приобретать электронные полисы ОСАГО через интернет с 1 июля 2015 года. Судьи отметили некоторые спорные моменты этой нормы.

В частности, они укакзали, что автовладельцы при оформлении электронного полиса имеют техническую возможность внести в систему недостоверные данные о застрахованном автомобиле, снизив тем самым сумму страховой премии, которую нужно уплатить.

ПОДРОБНЕЕ:  Нужно ли распечатывать полис ОСАГО

Причины этому могут быть разные: от банальной ошибки до умышленных действий в целях экономии. В судебной практике это приводит к противоречивым итогам. Иногда судьи признавали договоры ОСАГО с недостоверными сведениями незаключенными, и потерпевшие оставались без возмещения.

Однако Пленум ВС РФ указал на ошибочность такого подхода. Судьи указали, что действия автовладельца в такой ситуации не являются основанием для признания договора страхования незаключенным и не освобождают страховщика от страхового возмещения при наступлении страхового случая.

При этом, если недостоверность сведений будет установлена, то страховая компания получает право предъявить к такому лицу регрессное требование в размере произведенной страховой выплаты, а также на сумму недоплаты премии. Но только после фактического наступления страхового случая.

Уступка прав

Верховный суд запретил застрахованным по полису ОСАГО лицам передавать по договору уступки требования права потерпевшего на возмещение вреда жизни и здоровью, на компенсацию морального вреда, а также право на получение штрафа.

Этому вопросу посвящен отдельный раздел постановления. Тем самым судьи решили бороться с так называемыми автоюристами. Они подчеркнули, что заключить договор уступки требований автовладелец, пострадавший в ДТП, может только после того, как суд присудит компенсацию морального вреда и штрафы.

Источник: https://prosago.ru/osago/postanovlenie-plenuma-osago/

Пленум по ОСАГО Верховного Суда (ВС)

Обзор пленума по ОСАГО за 2019 год

Свой доклад об основных положениях финальной редакции нового постановления ВС РФ по вопросам применения судами законодательства об ОСАГО судья ВС РФ Виктор Момотов начал с темы «европротокола». По данным Российского союза автостраховщиков, в 2016 году около 30% страховых случаев после ДТП были оформлены таким образом, то есть без вызова полиции на место аварии.

Сейчас лимит по выплатам составляет 50 тыс. рублей, если ДТП произошло не в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях и если не использовались средства технической фиксации, а с 1 июня 2018 года он вырастет до 100 тыс. рублей — соответствующий закон Совет Федерации одобрил во вторник.

Момотов констатировал, что при составлении «европротокола» страховая выплата в пределах лимита является предметом согласия сторон. «Когда вы подписываете «европротокол», вы заключаете соглашение с причинителем вреда. Нужно понимать, что более этой выплаты страховая компания вам не заплатит», — сказал он журналистам.

Поднятые вопросы

Проведенный 29 января 2019 года пленум ВС разъяснил ряд спорных вопросов, а именно:

  1. Правовое регулирование связей по ОСАГО. В ходе обсуждения было принято важное решение. Если страхование осуществляется для личных целей, т. е. не для осуществления предпринимательской деятельности, то на договорные отношения распространяется Закон «О защите прав потребителей». Нормативный акт действует наравне с главой 48 ГК РФ «Страхование», ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности…» и Законом «Об организации страхового дела…». На отношения, где одной из сторон является профессиональное объединение, закон о защите прав потребителей не распространяется.
  2. Исковая давность. Продолжительность исковой давности по делам о страховании автогражданской ответственности составляет 3 года. Причем исчисление срока начинается с того момента, когда потерпевший узнает об отказе страховой компании в выплате положенной компенсации или возмещении данной суммы не в полном объеме. Примечательно, что при суброгации не следует изменение срока давности и порядка его исчисления. Напротив, даже частичная компенсация страхового возмещения или признание страховщиком претензии со стороны потерпевшего служит основанием для перерыва в сроке исковой давности.
  3. Особенности рассмотрения дел по ОСАГО. По этому вопросу можно выделить несколько основных аспектов:
    • дела по спорам, возникшим при невыполнении страховщиком договора ОСАГО, рассматриваются судами общей юрисдикции. Единственное условие – страховой случай с участием владельца автотранспортного средства не должен быть связан с предпринимательской деятельностью. Мировому судье подсудны дела при стоимости иска не выше 50 тыс. руб. (ст.23 ГПК РФ), свыше – районному суду (ст.24 ГПК РФ);
    • при спорах с владельцами транспорта, которые связаны с предпринимательской деятельностью, дела должны рассматриваться арбитражным судом;
    • если потерпевший предъявляет иск непосредственно виновнику аварии, то в качестве ответчика в деле должна быть привлечена страховая компания;
    • судья вправе возвратить исковое заявление, если не был соблюден досудебный порядок урегулирования конфликта.
  4. Страховые выплаты. Под этим термином понимается сумма, обязательная к выплате страховщиком пострадавшему лицу в качестве возмещения причиненного ущерба имуществу, жизни или здоровью. Кроме этого, возмещению подлежат восстановительные расходы, которые понес пострадавший в результате транспортного происшествия. К таким расходам относятся издержки на эвакуацию автомобиля с места аварии, хранение поврежденной машины, а также доставку пострадавшего в медицинское учреждение (в случае необходимости). Кроме этого, страховой выплате подлежит и компенсация за восстановление дорожного ограждения или знака, поврежденного при ДТП. Утраченная товарная стоимость транспортного средства, вызванная потерей презентабельного внешнего вида, также может быть заявлена потерпевшим к возмещению.
  5. Ответственность за нарушение сроков оплаты страхового возмещения. За несоблюдение установленного срока или направления пострадавшему отказа в денежной компенсации взимается штрафная санкция в размере 0,05% за день просрочки. Процент берется от граничной страховой суммы. Если страховая выплата должна осуществляться в натуральной форме, то финансовая санкция устанавливается в размере 1% за каждый день просрочки.

ПОДРОБНОСТИ:   Срок выплаты по ОСАГО после ДТП в 2019 году

Насилие и угрозы

В первоначальной редакции постановления был изложен сценарий, как должен действовать автовладелец, если по тем или иным причинам сделка, заключенная с другим участником ДТП, противоречит его интересам.

«Потерпевший вправе обратиться к причинителю вреда с требованием о возмещении убытков в виде разницы между страховой выплатой и фактическим размером ущерба в случае, когда соглашение участников дорожно-транспортного происшествия им будет оспорено и признано судом недействительным», — говорилось в проекте постановления.

В финальной версии документа этого фрагмента нет, но его исключение не означает, что оспаривать сделку «евпропротокола» нельзя.

«Если вас ввели в заблуждение насчёт предмета, характера, содержания, тогда вы можете это обжаловать, — говорил Момотов журналистам.

— При заключении такого соглашения могли быть насилие и угрозы, которые также являются основанием для признания сделки недействительной».

Если суд сочтет доказательства тому обоснованными, у автовладельца появляется право требовать полного возмещения ущерба с виновника ДТП, согласно порядку, установленному в ГК РФ.

Эксперты отмечают, что оба требования можно заявлять в рамках одного иска.

«Я считаю, что суды смогут в одном деле рассматривать вопрос о недействительности «европротокола» и взыскании фактического ущерба», — рассказал «Интерфаксу» адвокат Алексей Михальчик.

Постановление Пленума по ОСАГО

Учитывая рекомендации, изложенные в постановлении Пленума ВС, можно сделать несколько основных выводов:

  • Право на страховую выплату имеет собственник имущества или лицо, владеющее транспортным средством, которому был нанесен урон в результате аварии. Лица, упомянутые в доверенности на такое имущество или имеющие на него договор аренды, не имеют права на компенсацию.
  • Страховая компания обязана возмещать утрату товарной стоимости технического устройства – внешний вид автомобиля теперь является материальным ущербом. Страховая компания вправе выбрать способ компенсации: путем перечисления денежных средств на счет потерпевшего или путем отправления пострадавшего автомобиля в сервисный центр на ремонт.
  • Произошло некоторое упрощение порядка компенсации ущерба при обоюдной вине участников дорожно-транспортного происшествия. Пленум по ОСАГО постановил в таком случае устанавливать степень виновности для каждого из водителей, в зависимости от которой производится страховая выплата. В случае не установленной степени виновности, возмещение ущерба не будет превышать 50% затраченных на ремонт средств.
  • К страховому случаю отныне причисляются аварии, произошедшие вне проезжей части дороги. ДТП, случившиеся на автостоянке или во дворе, также подлежат компенсации.
  • Страховая компания ответственна за произведенный ремонт транспортного средства пострадавшего в выбранном страховщиком автосервисе. Здесь стоит разъяснить, что за качество ремонта полностью ответственен автосервис, однако если потерпевший после произведенного ремонта обнаружит какие-либо послеремонтные проблемы, то он вправе обратиться в страховую компанию для их устранения.
  • Постановление затронуло и нанесение в результате аварии ущерба недвижимому имуществу. В таком случае возмещение ущерба производится исходя из смет и заключения оценщика. Также в основе требования о компенсации могут быть иные расчетные документы.
  • Если участникам ДТП (не более чем два участника) не было причинено вреда здоровью, то Верховный Суд допускает прямое досудебное урегулирование. Участникам происшествия дается возможность договориться и не доводить решение своего спора до суда. Первым шагом должно стать обращение потерпевшего в страховую компанию.
  • Страховой случай признается и в ситуации, когда вред имуществу был причинен при стоянке, остановке, или буксировке автомобиля. Компания-страховщик обязана покрыть все расходы на восстановление транспортного средства в такой ситуации.
  • Потерпевший имеет право выбора, в каком виде принять компенсацию от страховой компании. Это может быть денежная выплата или направление на ремонт в автосервисе. Следует понимать, что износ автодеталей и узлов, возникший не в результате ДТП, полностью оплачивает пострадавший. При этом Верховный суд предупреждает, что в 2019 выплаты по ОСАГО даже при выборе потерпевшим ремонта автомобиля, производятся с учетом естественного износа деталей автомобиля;
  • Пленум ВС утвердил новый размер страховой выплаты. За повреждение транспортного средства потерпевший может получить компенсацию в размере до 400 тыс. руб., а при установленном нанесении вреда здоровью – до 500 тыс. руб. Сумма зависит от степени тяжести полученных увечий.

Споры, вытекающие из договоров ОСАГО, — одна из самых распространенных категорий гражданских дел в судах общей юрисдикции, свидетельствуют данные Судебного департамента при ВС РФ. В первом полугодии 2017 года в суды поступило 210 тыс. 391 подобное исковое заявление — более 3% от их общего количества.

При этом законодательство об ОСАГО меняется весьма часто, и ВС РФ, в свою очередь, встает перед необходимостью модифицировать правила для судов, чтобы судебная система работала ритмично. Поэтому документы Верховного суда по ОСАГО выходят часто — предыдущий был утвержден в 2015 году, и многие его положения перекочевали в новый документ.

Одна из законодательных новелл, которые учтены в новом постановлении, — это электронные полисы ОСАГО, покупать которые через интернет россияне могут с 1 июля 2015 года.

У страхователя есть техническая возможность внести в систему недостоверные данные о своей машине и снизить сумму страховой премии, которую он должен уплатить.

Иногда это делается злонамеренно, ради экономии, иногда — по ошибке.

В вопросе, как относиться к таким ситуациям, суды демонстрировали крайне противоречивые подходы, говорит Михальчик. По его словам, в ряде случаев они признавали такие договоры незаключенными, и потерпевшие оставались без возмещения.

ВС РФ счел, что это неправильно. В постановлении говорится, что такие действия страхователя не влекут признание договора страхования незаключенным и не освобождают страховщика от страхового возмещения при наступлении страхового случая.

Но при этом постановление защищает и страховые компании.

Если обман или ошибка со стороны автовладельца вскроются, то страховщик может предъявить к страхователю регрессное требование в размере произведенной страховой выплаты, а также на сумму недоплаты премии.

А вот если до наступления страхового события со страхователя все-таки взыскана сэкономленная необоснованно сумма премии, у страховщика при наступлении страхового события не возникает права на регресс.

Вся выплата потерпевшему

Специальный раздел постановления посвящен уступке прав страхователя.

Права потерпевшего на возмещение вреда жизни и здоровью, на компенсацию морального вреда, а также право на получение штрафа нельзя передать по договору уступки требования, говорится в постановлении пленума ВС РФ.

Однако уже после того, как суд присудит компенсацию морального вреда и штрафы, их можно передать любому лицу по договору уступки права, оговаривается в документе.

Потерпевший должен получить всю сумму, а затем уже отдать часть представителю, объяснил логику документа Момотов. «Нужно, чтобы потерпевший сам мог распорядиться этими средствами. Зачастую все складывается по-другому: представители предлагают конкретную сумму, а все остальное забирают себе», — пояснил судья ВС РФ.

Без обременения

В целом документ вышел компромиссным, считают эксперты. Единственное одиозное положение устанавливало «правило одного подразделения», то есть обязанность потерпевшего представлять необходимые документы в то же подразделение страховщика, в котором подавалось заявление о возмещении.

Это правило вызвало недоумение и у Минюста, и у экспертов.

Статс-секретарь, заместитель министра юстиции Юрий Любимов говорил на заседании пленума Верховного суда, где документ обсуждался впервые, что его применение повлечет серьезные затруднения для автовладельцев. Чтобы разработчики документа представили себе их, он привел пример ДТП, которое случилось не в том регионе, где живет хозяин машины.

«(Такое правило) — необоснованная поблажка для страховых компаний», — считает Михальчик. По его словам, организовать документооборот в своих подразделениях — это задача страховщиков.

В свою очередь глава РСА Игорь Юргенс рассказал «Интерфаксу», какие сложности возникают у бизнеса.

«Недобросовестные страхователи иногда обращались с заявлением в подразделение компании в одном регионе, а затем направляли претензию в другой регион, а дополнительные документы — в третий регион.

Страховщик организационно не мог все это сопоставить с первоначальным обращением, нарушал сроки осуществления страховой выплаты и, как следствие, нес в суде расходы на уплату неустойки и потребительского штрафа», — отметил Юргенс.

Но, тем не менее, обычный автовладелец страдать не должен. «Мы исходим из того, что граждане не желают никого обманывать, они хотят получить только страховую выплату», — сказал во вторник В.Момотов.

В итоговой версии «правила одного подразделения» нет. По словам Момотова, введение такой обязанности прямо не следует из закона и стало бы излишним обременением для потерпевших.

В документе говорится лишь, что потерпевший может подать документы в любой филиал страховой компании, но должен указать сведения, позволяющие страховщику связать их с предыдущими обращениями. «Когда потерпевший подаёт какие-то документы, он обязан идентифицировать их, то есть сделать все, чтобы страховая выплата была ему возмещена», — отметил Момотов.

Источник: https://ProOsagoKasko.ru/osago/postanovlenie-plenuma-osago/

Пленум по ОСАГО в 2019 – постановление

Обзор пленума по ОСАГО за 2019 год

Совсем недавно Верховный Суд Российской Федерации закончил подготовку обзора судебных практик, которые будут обязательны к ознакомлению абсолютно всеми сотрудниками судов всех инстанций. В данном документе сотрудники ВС РФ, что данный документ будет играть важную роль при решении возникших конфликтных ситуаций в сфере обеспечения страховых услуг.

В ходе работы над данным документом особое внимание уделили судебным практикам, которые были направлены на разрешение конфликтов, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, участниками которых стали водители в состоянии алкогольного опьянения.

ВС также расширил и уточнил термин «иные транспортные средства», который используется в вопросах угонов ТС. В этот термин включили такие средства передвижения как автобусы, трамваи, троллейбусы, двухколесные моторизированные ТС (мопед, мотоцикл), трактора, а также водные средства передвижения (лодки и т.п.).

Однако было сделано уточнение, что данное дополнение применимо только в тех случаях, если был совершен лишь угон, без иного состава преступления: краж или хищений. Также было сделана попытка приравнять угон к хищению, однако она не увенчалась успехом.

Более того, Верховный Суд вынес постановление, что компенсацию за угнанное транспортное средство необходимо оплачивать без вычета износа ТС, который был нанесен за срок его эксплуатации.

Нововведения

Пленум по ОСАГО в 2019 был изменен и дополнен в ходе работы ВС Российской Федерации.

В целом, самыми важными стали следующие пункты изменений:

  • обязательное проведение досудебных (претензионных) порядков урегулирования конфликтов по случаям страховых выплат, которые произошли после первого сентября 2019 года;
  • расширение сфер применения договоров ОСАГО, которые теперь включают в себя эксплуатацию ТС на прилегающей территории, во время буксировки, стоянки и пр.;
  • возмещение утраты товарной стоимости стало обязательным;
  • возможность выплаты убытков, которые были понесены из-за утраты или повреждения груза;
  • выставление штрафа в размере половины невыплаченной суммы страхования взымается обязательно, несмотря на наличие требований о его оплате;
  • наличие возможности передачи прав на получение страховой выплаты иному гражданину;

В ходе работы ВС вынес ряд важных решений, которые значительно повлияют на принцип сотрудничества со страховыми компаниями уже в ближайшем будущем

Утверждение порядков споров

В ходе работы Верховный Суд РФ внес ряд важных изменений в регуляцию страхового поля транспортных средств. Как утверждают представители закона, данный ход направлен на максимальное снижение роли судебных инстанций в спорах страховых агентств и автомобилистов, так как нередко именно суды используются для вынесения неправомерных решений для той или иной стороны.

Многие специалисты утверждают, что данные изменения должны лишить финансовой прибыли компании, которые выкупают у пострадавших права на страховые выплаты, так как затем недобросовестные юридические фирмы стараются максимально увеличить объемы страховых выплат со страховых агентств, дополняя страховые премии суммами за моральный ущерб и за просрочку сроков выплаты платежей. Измененный закон гласит, что теперь необходимо уведомлять страховщика об имеющихся страховых претензиях в досудебном порядке.

Все эти изменения, по мнению юристов, должны благоприятно повлиять на состояние современного рынка, уменьшив количество финансовых потерь страховых компаний, что в будущем должно привести к значительному снижению стоимости ОСАГО для частных лиц.

Компромисс для всех

Как показывает недавний опрос как автомобилистов, так и представителей страховых компаний, решение недавнего пленума пришлись по вкусу абсолютно всем. Благодаря слаженной работе всех сторон качество документа удовлетворило все стороны, что стало, пожалуй, первым случаем за последние годы.

По предварительным расчетам пленум по ОСАГО в 2019 позволит практически вдвое снизить количество судебных конфликтов. Страховые компании выражают восторг по поводу того, что Верховный Суд позволил решать страховые споры в досудебном порядке.

Если в ходе первичного обращения автомобилиста не удовлетворило решение его страхового представителя, то в течении 5 дней он имеет возможность вновь подать претензию своему страховщику. Если водителя повторно не удовлетворило вынесенное решение, то спор направляется в судебную инстанцию.

Кроме того, Верховный Суд также вынес ряд решений, которые значительно облегчают жизнь автолюбителям. Так, например, водитель имеет право пользоваться своим транспортным средством до 10 дней без полиса об обязательном страховании со дня его покупки, и на него не будут наложены штрафные санкции со стороны проверяющих органов.

Если в ходе аварии были повреждены объекты дорожной инфраструктуры, то компания, обеспечивающая страховые услуги водителю, обязана будет оплатить полный объем компенсации в сторону компании, которая отвечает за состояние данного участка дороги. Данное решение кажется водителям достаточно справедливым, о чем они были рады сообщить многим источникам.

Как упоминалось выше, было введено понятие утраты товарной стоимости транспортного средства, которое должна компенсировать страховая компания, но объем компенсации может быть установлен лишь в судебном порядке. Страховые службы обеспокоены данной ситуацией, так как Центробанк не разработал еще методику расчета объема УТС, что в итоге может привести к появлению новых схем финансовых махинаций в данной сфере.

Представители ЦБ РФ утверждают, что работа над подобными методиками ведется крайне активно в данный момент, и уже в ближайшем будущем они будут готовы к активному применению в ежедневной судебной практике.

Новый полис и подделки

В ходе работа пленума по ОСАГО было упомянуто, что полис об страховании относится к списку документов со строжайшей формой отчетности. Из этого утверждения следует, что изготовление и продажа поддельных полисов ОСАГО карается уголовной ответственностью по соответствующей статье (статья 327 УК РФ).

Статья 327. Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков

Упоминалось, что в связи с увеличением количества поддельных полисов на современном рынке автострахования, необходимо ввести более четкий контроль в данной сфере документооборота.

Автомобилистам давали множество советов как избежать проблем с приобретением поддельных полисов, однако самым главным советом было приобретение страховки лишь у проверенных страховых агентов. В таком случае автовладелец максимально снижает вероятность приобретения подделки и может обезопасить себя от конфликтных ситуаций со страховой компанией в будущем.

Не раз упоминалось, что вскоре будет необходимо произвести замену полисов на новые и более современные и защищенные образцы, однако официальной информации по данному вопросу не поступало от проверенных лиц. Именно поэтому не стоит сегодня спешить с заменой своего страхового свидетельства.

Несмотря на наличие проблемы со страховыми полисами, ответственность за приобретение и использование поддельного свидетельства лежит на плечах водителя

Среди наказаний за подобное правонарушение выделяют следующие:

  • лишение водителя имеющихся скидок за безаварийный опыт вождения;
  • штрафные санкции за управление без полиса ОСАГО на сумму до 800 рублей;
  • в случае аварии такой водитель обязан будет самостоятельно возмещать сумму ущерба потерпевшему в случае доказательства его вины;
  • при выявлении попытки получения материальной выплаты по недействительному страховому свидетельству возможно применение уголовных санкций, вплоть до возбуждения уголовного дела;

Постановление пленума по ОСАГО в 2019 году

Итак, для обеспечения более полного контроля сферы страховой деятельности как компаний, осуществляющих предоставление страховых услуг, так и водителей, которые являются потребителями подобных услуг, ВС РФ выпустил ряд постановлений, которые значительно влияют на взаимодействие обеих сторон.

Крайне рекомендуется абсолютно всем автомобилистам ознакомиться с данными решениями, так как они значительно влияют на их взаимодействие со страховыми агентствами. Теперь автомобилисты имеют ряд важных прав, которые направлены на получение возмещения от страховых компаний в ходи дорожно-транспортных происшествий.

Теперь абсолютно все виды работ происходят гораздо быстрее и проще, зачастую в досудебном порядке.

Автолюбителям с недавнего времени требуется гораздо меньше времени, чтобы решить абсолютно все свои страховые претензии и максимально быстро и просто получить возмещение понесенных растрат от своей страховой компании.

Нельзя пропустить такие важные изменения, так как они направлены прежде всего на обеспечение более комфортной жизни владельцев различных транспортных средств.

Договор ОСАГО содержит все ключевые условия сделки между автовладельцем и страховой компанией, что позволяет запустить механизм выплаты компенсации при наступлении страхового случая без дополнительных соглашений.

Как действовать, если мало выплатили по ОСАГО, подробно разобрано в статье по ссылке.

Для чего нужна, и как на практике используется единая база ОСАГО, читайте тут.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: http://calculator-ipoteki.ru/plenum-po-osago/

Асс в праве
Добавить комментарий