Процесс банкротства финансовых организаций

Банкротство организации

Процесс банкротства финансовых организаций

Деятельность финансовых организаций имеет огромное социально-экономическое значение. Они проводят определенные операции, сделки, влияющие на экономическую ситуацию в стране.

При банкротстве организации кредиторы несут существенные убытки, поэтому законодатель отдельно регулирует процедуру объявления их несостоятельности в Федеральном законе от 26.10.

2002 № 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” (далее – Закон № 127-ФЗ).

Закон №127-ФЗ относит к числу финансовых организаций:

  • профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • кредитные, микрофинансовые организации, кооперативы;
  • управляющие компании негосударственных ПФ, инвестиционных фондов;
  • негосударственные ПФ;
  • страховые компании.

Вышеуказанные организации контролируют государственные органы, выдающие им лицензии. Особенностью банкротства финансовых организаций является обязательный отзыв лицензии контрольным органом перед подачей заявления.

Законодатель отказался от идеи регулировать банкротство финансовых организаций отдельно. Правила банкротства кредитных организаций выделены в отдельный параграф гл. Х Закона № 127-ФЗ, банкротство же иных финансовых организаций не отделено от других норм.

Особенности банкротства финансовых организаций

Банкротство финансовой организации представляет собой особую процедуру, которая отличается от стандартной процедуры банкротства юридических лиц, так как в процессе рассмотрения судом вопроса о несостоятельности организации намерено не применяются все стадии:

  • наблюдения;
  • санации;
  • внешнего управления;
  • мирового соглашения.

Суд при принятии решения об обоснованности поданного заявления о признании банкротом финансовой организации, сразу же переходит к стадии конкурсного производства.

Как предупредить банкротство финансовых организаций?

На стадии констатации признаков несостоятельности предупредительными мерами являются:

  • финансовая помощь (санация) от участников или иных лиц;
  • реализация неэффективных активов по ст.183.3 Закона № 127-ФЗ, оптимизация структуры активов, пассивов;
  • реорганизация путем присоединения, слияния;
  • изменение организационной структуры (ст.183.4 Закона № 127-ФЗ);
  • увеличение уставного капитала.

Основания для предупредительных мер:

  • отказ от удовлетворения денежных требований кредиторов или обязательных платежей в течение месяца. Отказ – это невозможность оплаты долга в течение 10 рабочих дней со дня, когда данное обязательство должно быть исполнено;
  • недостаточность денег для исполнения обязательств по оплате задолженности, срок уплаты которой наступил.

Важно! Финансовая организация при наличии одного из оснований для предупредительных мер обязана в течение 15 дней с даты их возникновения уведомить об этом контрольный орган и приложить план о восстановлении платежеспособности.

Анализ плана контрольным органом проводится в течение 30 рабочих дней. Возможно проведение выездной проверки, результатом которой может быть назначение временной администрации. Обнаружение признаков банкротства финансовой организации может стать поводом для подачи контрольным органом заявления о банкротстве в судебный орган.

Особенности банкротства организации

Контрольным органом, к ведению которого относится банкротство финансовых организаций, является Банк России, который имеет право отозвать лицензию у финансовых организаций, а также выступает в роли конкурсного управляющего.

Особенностью судопроизводства по банкротству финансовых организаций является возможность обращения в суд с заявлением о несостоятельности не только кредиторов, должника, уполномоченного органа, но также контрольного органа и временной администрации (ст.183.19 Закона № 127-ФЗ).

Если заявление о несостоятельности финансовой организации подается временной администрацией и контрольным органом, список документов определяется ст. 183.20-183.22 Закона № 127-ФЗ.

Суд обращается к контрольному органу, который определяет кандидатуру арбитражного управляющего.

Орган направляет информацию суду в течение 7 рабочих дней с момента получения запроса, а регулирующий орган устанавливает порядок выбора контрольным органом такой кандидатуры.

Важно! Ст. 185.25 Закона № 127-ФЗ регламентирует требования к арбитражному управляющему в деле о банкротстве. Он сдает дополнительный экзамен по особой программе для финансовых организаций, утвержденной Банком России.

На рассмотрение дела о банкротстве финансовых организаций суду выделено 7 месяцев. Если заявление о несостоятельности в суд подала временная администрация, судебное разбирательство ограничено четырехмесячным сроком.

Если относительно финансовой организации вводится процедура наблюдения или конкурсного производства, на арбитражного управляющего возлагается обязанность уведомления участников процесса в течение 10 дней с даты ее объявления.

Важно! Закон о банкротстве предусматривает в отношении финансовых организаций-должников процедуры: наблюдение, мировое соглашение, конкурсное производство. Но наблюдение не применяется, если дело возбуждено по заявлению временной администрации из-за невозможности восстановления платежеспособности.

Конкурсное производство в отношении такого должника включает:

  • анализ финансового состояния;
  • меры по сохранению имущества;
  • ведение реестра кредиторов;
  • собрание кредиторов;
  • торги;
  • оплата долгов.

Порядок признания несостоятельности кредитных организаций имеет ряд особенностей. Судопроизводство по делам этой категории и при ликвидации кредитной организации отличается единственной процедурой – конкурсным производством.

Иные процедуры применять не допускается.

Логика законодателя такова: если предупредительные меры, применяемые Банком России, не принесли положительных результатов, то финансовое оздоровление, внешнее управление, наблюдение, мировое соглашение уже не помогут улучшить платежеспособность.

Конкурсное производство при банкротстве кредитных организаций вводится сроком на 1 год. Для ее продления на срок не более 6 месяцев заинтересованное лицо может подать ходатайство. Информацию о признании кредитной организации-должника банкротом подается назначенным судом конкурсным управляющим через СМИ, определенные федеральным органом исполнительной власти.

Полномочия конкурсного управляющего устанавливаются Законом № 127-ФЗ и включают в себя такие основные моменты, как формирование конкурсной массы и продажа имущества и удовлетворение требований кредиторов за счет средств, полученных от проведения торгов.

Важно! Очередность удовлетворения требований кредиторов регламентирована ст. 60 Закона № 127-ФЗ. Во внеочередном порядке подлежат удовлетворению обязательные платежи, установленные госорганами.

Стоит отметить, что интересы контрагентов будут удовлетворены только в случае, если организация до признания несостоятельности располагала достаточными активами.

Так как процедура банкротства является очень сложной и включает в себя массу нюансов, следует обратиться за помощью к профессиональным юристам.

Наши специалисты готовы проконсультировать вас по возникшим вопросам бесплатно, просто заполните форму обратной связи или свяжитесь с нами по указанным телефонам.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует – напишите в форме ниже.

Источник: https://dolgi-net.ru/bankruptcy/bankrotstvo-organizacii/

Банкротство финансовых организаций кратко

Процесс банкротства финансовых организаций
Бесплатная юридическая консультация:

К финансовым организациям относятся, в частности, кредитные организации, страховые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг.

Процедуры банкротства таких организаций должны осуществляться по специальным правилам, предусмотренным соответствующими законами, однако, поскольку в настоящее время существует только Закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», регулирование банкротства финансовых организаций осуществляется по общим правилам, с изъятиями, предусмотренными § 4 гл. 9 Закона о банкротстве.

Банкротство кредитных организаций

В соответствии со ст.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» под кредитной организацией понимается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции.

Перечень таких операций предусмотрен Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» и включает в себя, в частности: привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок); размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам; инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц; купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах; привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов; выдача банковских гарантий.

Кредитные организации могут создаваться и действовать в форме банка или небанковской кредитной организации.

При этом банком признается кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Под банковской кредитной организацией разумеется кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, в том числе в их допустимых сочетаниях, определяемых Банком России.

Необходимость правового регулирования особенностей банкротства кредитных организаций диктуется тем, что в отличие от большинства иных коммерческих организаций, обладающих общей правоспособностью в сфере предпринимательской деятельности, кредитные организации наделены лишь ограниченной (целевой) правоспособностью, в рамках которой они могут выполнять соответствующие банковские операции и совершать определенные сделки. Кредитным организациям запрещено заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью. Кроме того, деятельность кредитных организаций по привлечению денежных средств граждан и юридических лиц и последующему размещению их от своего имени нуждается в строгом надзоре и контроле со стороны государства. Нельзя не принимать во внимание также характер и размер негативных последствий банкротства кредитных организаций для многочисленных вкладчиков и владельцев счетов — физических и юридических лиц.

В случае неплатежеспособности кредитной организации-должника возникающие при этом отношения должны регулироваться, в первую очередь, специальным нормативным правовым актом федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций, и лишь в части, им не урегулированной, подлежит применению Закон о банкротстве. Иными словами, положения о несостоятельности (банкротстве) должника, содержащиеся в комментируемом Законе о банкротстве, применяются к отношениям, возникающим при банкротстве кредитных организаций, лишь в субсидиарном порядке.

Бесплатная юридическая консультация:

Под несостоятельностью (банкротством) кредитной организации понимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (далее — банкротство).

Кредитная организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение одного месяца с момента наступления даты их исполнения и (или) если после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами.

Нельзя не заметить разницы в последствиях возбуждения арбитражным судом дела о банкротстве обычного должника и банка.

Определение арбитражного суда о принятии к производству заявления о банкротстве банка нередко служит детонатором панических настроении среди кредиторов и провоцирует их на возврат денежных средств, находящихся на счетах и во вкладах в указанном банке. Теряя денежные средства клиентов, банк вместе с ними теряет и свою платежеспособность.

В то же время ранее действовавшее законодательство не содержало никаких норм, ограничивающих круг кредиторов, способных инициировать судебное дело о банкротстве банков, либо затрудняющих предъявление таких требований по сравнению с заявлением о банкротстве обычных должников.

Один из способов решения этой проблемы — исключение из числа кредиторов, предъявляющих заявления о банкротстве банков, граждан-вкладчиков путем гарантирования (либо обязательного страхования) банковских вкладов.

Другой путь, введение специальных досудебных процедур, предшествующих возбуждению дела о банкротстве в арбитражном суде.

Бесплатная юридическая консультация:

Речь идет о том, чтобы допустить возбуждение дела о несостоятельности (банкротстве) банка в арбитражном суде лишь после соблюдения кредитором обязательной детально регламентированной процедуры рассмотрения Центральным банком заявления кредитора об отзыве лицензии соответствующего коммерческого банка.

Таким образом, финансовое состояние банка-должника будет определяться Центральным банком с учетом всего комплекса показателей, характеризующих его платежеспособность. При отсутствии признаков несостоятельности Центральный банк откажет в отзыве лицензии.

Тем самым исключается возможность возбуждения дела о банкротстве, а кредитор будет вынужден ограничиться обычным иском, вытекающим из гражданско-правового обязательства.

При наличии таких признаков Центральному банку представится возможность принять меры к оздоровлению неплатежеспособного банка путем введения временной администрации либо предложить его учредителям (участникам) реорганизовать этот банк путем его присоединения к другому банку, устойчивому и стабильному в имущественном обороте. И только после принятия таких мер должно состояться возбуждение арбитражным судом дела о банкротстве неплатежеспособного банка.

Заявление о признании кредитной организации банкротом принимается к рассмотрению арбитражным судом после отзыва Банком России имеющейся у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

Особенностью несостоятельности (банкротства) кредитных организаций является также ограничение процедур банкротства, применяемых к этой категории должников. Арбитражным судом может быть вынесено только решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства или об отказе в признании кредитной организации банкротом.

Данное ограничительное правило продиктовано спецификой деятельности кредитных организаций: отзыв лицензии у банка или иной кредитной организации означает невозможность для последней осуществлять какие-либо банковские операции.

Технически это выражается в прекращении всех приходных и расходных операций по банковским и внебалансовым счетам такой кредитной организации.

При таких условиях исключается какая-либо возможность восстановления платежеспособности кредитной организации, в том числе и с помощью процедур финансового оздоровления, внешнего управления или мирового соглашения.

Бесплатная юридическая консультация:

Следовательно у арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве, отсутствует выбор различных судебных актов, которые могут быть приняты последним по результатам рассмотрения дела.

При наличии признаков банкротства должно быть принято решение о признании кредитной организации банкротом и открытии конкурсного производства, при отсутствии таких признаков — решение об отказе в признании кредитной организации банкротом.

В последнем случае кредитная организация подлежит ликвидации в обычном порядке.

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» установлено несколько специальных правил, касающихся существенных особенностей проведения конкурсного производства при банкротстве кредитных организаций.

Во-первых, в течение десяти дней с момента получения определения арбитражного суда о назначении конкурсного управляющего Банк России должен открыть ему счет.

На этот счет, открытый конкурсному управляющему в Банке России, в короткий срок (десять дней) должны быть перечислены остатки денежных средств с корреспондентского счета кредитной организации, признанной арбитражным судом банкротом, а также со всех остальных счетов этой кредитной организации, открытых в иных банках и кредитных организациях. На этот же счет должны быть перечислены все иные денежные средства кредитной организации, включая обязательные резервы, депонированные последней в Банке России.

Во-вторых, объявление о банкротстве кредитной организации должно быть опубликовано конкурсным управляющим за счет должника не только в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации», но и в «Вестнике Банка России», а также в средствах массовой информации по месту нахождения кредитной организации.

В-третьих, после составления реестра требований кредиторов конкурсный управляющий должен составить промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой кредитной организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. По окончании конкурсного производства составляется также ликвидационной баланс. Промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс конкурсный управляющий должен представить Банку России.

Бесплатная юридическая консультация:

В-четвертых, имеется определенная особенность и в порядке удовлетворения требований кредиторов первой очереди: в приоритетном порядке подлежат удовлетворению требования граждан-вкладчиков по договорам банковского вклада и банковского счета; требования граждан, перед которыми кредитная организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью; требования Федерального фонда обязательного страхования вклада.

В-пятых, ликвидация кредитной организации считается завершенной, а кредитная организация прекратившей свое существование с момента внесения в Книгу государственной регистрации кредитных организаций соответствующей записи о ликвидации кредитной организации.

Источник: http://studbooks.net//pravo/bankrotstvo_finansovyh_organizatsiy

Регулирование банкротства финансовых организаций. Особенности банкротства финансовых организаций

Источник: http://efridman.ru/bankrotstvo-finansovyh-organizacij-kratko/

Банкротство финансовых организаций – что нужно знать

Процесс банкротства финансовых организаций

Определение финансовой организации указано в законе «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». Под данным термином подразумеваются юридические лица, которые осуществляют банковские, страховые услуги, а также услуги на рынке ценных бумаг.

Признание финансовой несостоятельности таких организаций осуществляется в соответствии с особенностями банкротства юридических лиц, но с некоторыми поправками.

Основы законодательства

Особенности банкротства финансовых организаций не регламентируются специальным законом, поэтому основным нормативно-правовым актом выступает закон «О несостоятельности» от 2002 года.

Согласно данному закону, к категории финансовых организаций относятся:

  1. кредитные организации;
  2. страховые компании;
  3. профессиональные участники рынка ценных бумаг.

Также актуальными являются некоторые положения Федерального закона № 40 «О банкротстве кредитных организаций». Дополнением к данному нормативно-правовому акту служит Информационное Письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ № 74 от 2003 года.

Главные отличия процедуры

Если сравнивать процесс признания финансовой несостоятельности данной категории организаций и других юридических лиц, то различия заключаются в последствиях, которые процедура влечет за собой.

Когда банкротится финансовая организация, ущерб обычно наносится многим кредиторам, среди которых преимущественная часть – это клиенты компаний. Данный фактор должен приниматься во внимание.

Подать заявление с прошением признать юрлицо банкротом можно, если долг превышает 300 тысяч рублей, а срок действия последнего платежа по нему более 3 месяцев. В случае с финансовыми организациями вводятся дополнительные требования, без которых ходатайство не будет рассмотрено. К ним относятся:

  1. Общая задолженность перед кредиторами должна составлять 1000 МРОТ (минимальный размер оплаты труда). С 1 июля 2016 года он составляет 7 500 рублей. Поэтому для того чтобы финансовую организацию признали банкротом ее общий долг должен превышать 7,5 миллиона рублей.
  2. Стоимость имущества компании превышает размер долга перед кредиторами. Оценку имущества проводят представители Центробанка.

Стадии банкротства

Несостоятельность финансовых организаций признается в два этапа:

  • наблюдение;
  • конкурсное производство.

В случае с остальными юридическими лицами возможны дополнительные стадии, такие как финансовое оздоровление и внешнее управление, но к финансовым организациям они не применяются, поскольку главная цель – реализовать имущество и удовлетворить требования кредиторов, а не восстанавливать платежеспособность компании.

Стадия наблюдения по большей части имеет формальный характер, поэтому она не влияет на сам процесс (в большинстве случаев она может даже отсутствовать). Ключевым этапом становится конкурсное производство, подразумевающее составление конкурсной массы (перечня имущества, подлежащего изъятию), и последующую его продажу.

Если речь идет о признании несостоятельности участников рынка ценных бумаг, то некоторое имущество не может изыматься, согласно действующему законодательству. К нему относятся ценные бумаги и денежные средства, находящиеся в специальных фондах или на специальном брокерском счете.

Затягивание процесса

Банкротство финансовой организации может намерено затягиваться. Когда подано заявление с прошением признать компанию банкротом, после отзыва у нее лицензии, третьи лица, не заинтересованные в деле, обращаются в суд с иском о незаконности отзыва лицензии.

В большинстве случаев суд прекращает производство по делу о банкротстве на момент рассмотрения дела, и за это время представители компании-должника незаконными способами выводят часть активов.

Права и обязанности арбитражного управляющего

Для рассмотрения дела о несостоятельности финансовых организаций назначается конкурсный управляющий, в обязанности которого входит:

  1. установить законность действий руководства или основателей юридического лица;
  2. сформировать конкурсную массу;
  3. организовать и провести торги, на которых будет реализовано
    имущество должника;
  4. средства, вырученные от продажи имущества, направить на удовлетворение требований кредиторов, согласно установленной законом очередности.

К правам конкурсных управляющих относятся:

  1. возможность оспорить сделки, совершенные за три года до начала производства по делу, если они совершены с нарушением законодательства;
  2. привлечение основателей или руководителей компании к субсидиарной ответственности, если доказана их вина в ухудшении финансового состояния компании.

Очередность выплат

Банкротство финансовых организаций заканчивается конкурсным производством, и после реализации вырученного имущества выплаты кредиторам проводятся в определенной законом очередности.

В первую очередь покрывается задолженность по самому процессу – госпошлина, вознаграждение арбитражному управляющему и другие расходы. Вторая очередь – это, непосредственно, клиенты компании, услугами которой они пользовались. Третья очередь – это граждане, чьей жизни или здоровью причинен вред вследствие деятельности финансовой организации.

Что делать клиентам

Банкротство финансовых организаций, если говорить кратко, в любом случае какой-то ущерб клиенту наносит, но если вовремя принять правильные меры, его можно свести к минимуму.

Если в отношении компании, клиентом которой вы являетесь, начата процедура банкротства, об этом обязательно будет указано в газете «Коммерсантъ» или на официальном сайте издания.

Необходимо сразу подавать заявление о включении вас в реестр кредиторов. Если прошение будет принято на протяжении месяца с момента начала производства, вы будете включены в первую очередь кредиторов, и, следовательно, шансов вернуть денежные средства будет намного больше.

Заявление отправляется в двух экземплярах, в арбитражный суд и конкурсному управляющему, с приложением доказательств наличия финансовых обязательств перед вами со стороны компании. Если прошение удовлетворено, вам должны направить уведомление об этом.

В случае возникновения каких-либо вопросов, рекомендуется решать их не при помощи советов на просторах всемирной паутины, а, пользуясь поддержкой квалифицированных юристов.

Источник: https://bankrothelp.ru/kredit-org/bankrotstvo-finansovykh-organizaciy.html

Финансовое оздоровление в процедуре банкротства предприятия

Процесс банкротства финансовых организаций

Введение финансового оздоровления в процедуре банкротства подразумевает потенциальную возможность преодоления юридическим лицом кризисной ситуации и дальнейшее осуществление деятельности после осуществления ряда мер, призванных для погашения долгов компании и восстановления докризисного состояния. Успешное окончание финансового оздоровления выгодно всем участникам процесса.

Основные положения, касающиеся порядка внедрения финансового оздоровления, назначения ответственного лица, его полномочий и последствий содержатся в главе 5 действующей редакции ФЗ РФ “О несостоятельности (банкротстве)

Когда вводится процедура финансовое оздоровление при банкротстве?

Финансовое оздоровление является одним из возможных этапов, наступающих после стадии наблюдения. Переход от наблюдения к оздоровлению осуществляется по официальному заключению арбитражного суда, вынесенному на основании ходатайства, подать которое имеют право следующие субъекты:

  • юридическое лицо на основании протокола собрания учредителей;
  • отдельный учредителель/руководитель;
  • кредиторы;
  • иные лица, заинтересованные в благоприятном исходе процесса.

Ходатайство о применении данной стадии будет допущено к обсуждению и анию при своевременном предоставлении документа — за 2 недели до назначенной даты первого собрания кредиторов.

Необходимо подготовить пару экземпляров документа: один — для временного управляющего, второй — для арбитражного суда.

Для обоснования предложения о введении этапа ходатайство должно быть подкреплено документами, подробный перечень которых для каждого из возможных инициаторов, содержится в статьях 77 и 78 Закона о банкротстве. Общими для всех субъектов являются:

  1. график погашения задолженностей согласно реестру кредиторов;
  2. гарантия обеспечения выполнения обязательств (банковская, муниципальная или государственная; залог или поручительство);
  3. план финансового оздоровления организации.

Копии ходатайства и установленных Законом документов для предварительного ознакомления и изучения направляются всем участникам первого собрания кредиторов.

Проведение процедуры

Точка отсчета срока финансового оздоровления начинается с вынесения судом решения о внедрении стадии, которое содержит информацию о временных рамках, об установленном графике выплат задолженностей и о назначении административного (финансового) управляющего. Первостепенной задачей стадии является покрытие организацией долговых обязательств, на втором месте находится выход деятельности юридического лица на докризисные показатели.

Требования кредиторов 1-й и 2-й очереди должны быть полностью удовлетворены в первые полгода финансового оздоровления.

Все задолженности, включенные в реестр, заверенные членами первого собрания, должны быть погашены за 30 дней до завершения данного этапа банкротства предприятия.

В это же время должник готовит отчет, отражающий результаты проведения стадии, на основании которого арбитражный управляющий выносит заключение об эффективности процедуры и направляет его участникам собрания.

На период введения этапа финансового оздоровления руководители не утрачивают своих полномочий, но обязаны действовать в рамках установленных Законом ограничений. В число сделок, решение по которым руководитель обязан заверять разрешением административного управляющего, входят:

  • сделки, увеличивающие долг организации на 5% и более;
  • сделки, связанные с покупкой, продажей, дарением имущества юридического лица;
  • сделки, предполагающие продажу или перевод долга третьим лицам;
  • сделки, сопряженные с привлечением заемных средств.

Что касается деятельности компании в целом, то финансовое оздоровление влечет за собой следующие изменения:

  1. предъявление требований кредиторов осуществляется в соответствии с положениями Закона;
  2. меры по покрытию долгов организацией, введенные до финансового оздоровления, упраздняются;
  3. арест имущества и установление ограничений касательно распоряжения собственностью организации производится в рамках действующего Закона по решению арбитражного суда;
  4. временно не осуществляются выплата имущественных взысканий за исключением исполнительных документов, которые были выданы до стадии оздоровления;
  5. приостанавливаются все действия, связанные с куплей-продажей акций учредителей;
  6. прекращаются выплаты дивидендов и выплата доли прибыли учредителям;
  7. запрещается переуступка долга юридического лица, если она влечет нарушение очереди погашения задолженностей перед кредиторами;
  8. штрафные санкции за просрочку платежей начисляются только на текущие платежи.

Пути финансового оздоровления

Финансовое оздоровление направлено на погашение кредиторской задолженности юридического лица и реанимирование его платежеспособности. Выбор возможных путей финансового оздоровления для преодоления кризисной ситуации зависит от результатов наблюдения и специфики работы организации. Причины несостоятельности организации — это взаимодействие внешних и внутренних факторов.

Причины несостоятельности юридического лица

Внешние факторыВнутренние факторы
Изменения в законодательствеНекомпетентность руководства
Спад экономики, инфляция, рост цен на сырье и оборудованиеБольшой управленческий аппарат
“Цепное” банкротство ( организация становится банкротом из-за несостоятельности своих партнеров)Высокая дебиторская задолженность
Политическая ситуация в странеНеэффективная инвестиционная политика
Увеличение числа конкурентовОткрытие дополнительных филиалов
Снижение покупательской способности потребителяИзнос техники и снижение производительности
Изменение покупательских предпочтенийОтсутствие сбытовой стратегии и маркетинга

Доля всех процедур банкротства начинается именно из-за внутренних проблем организации, потому помимо пути погашения имеющихся задолженностей для избежания финансового кризиса в будущем, необходимо разработать мероприятия по устранению внутренних факторов. К первостепенным мероприятиям относятся:

  • смена руководящего состава;
  • сокращение штата;
  • перераспределение обязанностей;
  • ликвидация подразделений и неликвидных производств;
  • разработка системы сбыта и маркетинга;
  • снижение расходов;
  • снижение дебиторской задолженности.

Пути финансового оздоровления для конкретного должника и способ погашения текущей задолженности подробно изложен в плане административного управляющгео юридического лица.

План оздоровления предприятия

План финансового оздоровления — это обязательный документ стадии банкротства, который определяет механизм погашения долга и вывода организации из финансовой ямы.

В Законе основные положения о данном документе содержатся в статье 84.

Обязанность по разработке плана ложится на должника, который должен предложить реальные способы обеспечения исполнения обязательств перед кредиторами согласно установленному графику платежей.

План финансового оздоровления по структуре напоминает обычный бизнес-план, составляемый при создании новой организации. Структура плана представлена следующими основными пунктами:

  1. обзор предприятия и его характеристика;
  2. информация о текущем состоянии бизнеса;
  3. финансовый анализ;
  4. маркетинг и сбыт;
  5. мероприятия для преодоления кризиса;
  6. план производства или сбыта;
  7. источники финансирования.

Контролировать исполнение должником графика выплат долгов и соблюдение разработанного плана будет независимый эксперт — финансовый (административный) управляющий.

Административный управляющий в процедуре банкротства юридического лица

Административный управляющий приступает к выполнению своих обязанностей с даты принятия судом решения о введении финансового оздоровления. Выбор подходящего кандидата и его назначение является обязанностью суда, тогда как выплата вознаграждения управляющему ложится на должника.

Финансовый управляющий на этой стадии необходим для контроля исполнения плана оздоровления, посредничества между участниками процедуры несостоятельности и формирования заключения о результатах этапа. Заключение вместе с бухгалтерской отчетностью передается в суд за 10 дней до завершения стадии.

Деятельность административного управляющего заканчивается одновременно с решением о прекращении финансового оздоровления, если он не был отстранен или не заявил самоотвод.

Если долги были погашены не полностью или должник не подготовил отчет о результатах работы организации, то управляющий должен вынести вопрос об определения дальнейших действий в отношении юридического лица на рассмотрение собранию кредиторов.

Срок процедуры финансового оздоровление при банкротстве

Законом установлен максимальный срок процедуры финансового оздоровления организации не превышающий 24 месяцев с даты принятия судом соответствующего решения. За этот период организация должна погасить все имеющиеся задолженности и восстановить собственную платежеспособность.

Стадия может быть прекращена досрочно, если имеются следующие основания:

  • нарушение сроков предоставления соглашения о гарантиях выполнения обязательств перед кредиторами в арбитражный суд;
  • уплата долгов кредиторам осуществляется с нарушением установленного графика погашения задолженностей, задержка платежей составляет 15 и более дней;
  • организация ликвидировала все имеющиеся задолженности до окончания срока, определенного судом.

Права и обязанности участников финансового оздоровления

Процедура банкротства на стадии финансового оздоровления включает 3-х основных участников процесса, обладающих законными правами и обязанностями.

Права и обязанности участников финансового оздоровления

Организация -должникКредиторыФинансовый управляющий*
Праваходатайствовать о применении стадии оздоровления;осуществлять деятельность с учетом применяемых к нему ограничений;обращаться в суд для обжалования решения.вернуть собственные средства в соответствии с установленной очередностью;подавать ходатайства об отстранении руководителей или административного управляющего;ознакомиться с отчетом должника и заключением управляющего.запрашивать от должника любые данные;согласовывать сделки;обращаться в суд с ходатайством.
Обязанностиразработка плана финансового оздоровления;соблюдение установленных сроков и размеров выплат;подготовка отчета для управляющего.в соответствии с положениями Закона.составлять реестр требований кредиторов;контролировать выполнение плана финансового оздоровления;составлять заключение по результатам этапа*подробнее в статье 83 Закона

Последствия процедуры

По результатам финансового оздоровления, изложенным в заключении административного управляющего, арбитражным судом может быть определен один из дальнейших исходов действия в отношении должника:

  1. при своевременном погашении долгов и неустоек перед кредиторами процесс банкротства юридического лица прекращается, если отсутствуют обоснованные претензии к должнику;
  2. при выявлении потенциальной возможности восстановления платежеспособности, принимается решение о введении внешнего управления;
  3. при отсутствии возможностей преодоления финансового кризиса, принимается решение об открытии конкурсного производства.

Источник: https://bankrotstvo-lite.ru/bankrotstvo-yuridicheskogo-litsa/finansovoe-ozdorovlenie/

Банкротство финансовых организаций – как проходит, условия процедуры, участники

Процесс банкротства финансовых организаций

При рассмотрении судом дела о финансовой несостоятельности компании, могут проходить такие этапы как наблюдение и конкурсное производство. Стадия санации и оформление мирового соглашения не актуальны, так как целью процесса является не восстановление платежеспособности компании, а погашение обязательств.

Когда суд признает банкротство финансовой организации, начинается стадия конкурсного производства, и к конкурсному управляющему переходят функции руководителя предприятия.

Если речь идет о банкротстве страховой компании, то здесь существует определенная специфика, связанная с тем, что имущество предприятия представлено страховыми премиями, следовательно, особое внимание придается защите интересов страховщиков.

Статья 180. Общие положения о несостоятельности (банкротстве) финансовых организаций

С момента признания такой компании банкротом, действие всех страховых договоров прекращается. При этом сначала удовлетворяются требования застрахованных лиц, затем – по другим договорам обязательного страхования, в последнюю очередь – требования по договорам личного страхования.

Положения закона

Согласно ст. 180 «Закона о банкротстве«, к финансовым организациям относятся:

  • кредитные и страховые организации;
  • профессиональные участники рынка ц/б;
  • негосударственные пенсионные фонды;
  • управляющие компании инвестиционных фондов, паевых фондов, негосударственных пенсионных фондов;
  • клиринговые организации;
  • организаторы торговли;
  • кредитные кооперативы;
  • микрофинансовые организации.

Законодательные акты, которые применяются в отношении банкротства фин. организаций:

Главные аспекты

Арбитраж принимает заявление о том, что предприятие является финансово несостоятельным после того, как контрольный орган отзывает у него лицензию на ведение деятельности.

По делу выносится решение:

Статья 183.2. Основания для применения мер по предупреждению банкротства финансовой организации

До того как у предприятия будет отозвана лицензия, возможно проведение следующих стадий банкротства:

  • наблюдение;
  • санация;
  • временное управление;
  • реорганизация.

Закон раскрывает меры предупреждения финансовой несостоятельности предприятий, которые могут включать финансовую помощь, реорганизацию предприятия, увеличение уставного капитала

Последовательность этапов

В начале стадии конкурсного производства назначается конкурсный управляющий, который должен:

Использовать в своей работе исключительно корреспондентский счет предприятия, открытый в Центральном БанкеНа него происходит перечисление остатков сумм с корреспондентских счетов, открытых в других кредитных структурах, других денежных средств.
Обратиться в арбитражный суд с требованием:
  • признать ничтожными сделки, проведенные после отзыва лицензии (за исключением текущих выплат);
  • признать недействительными сделки, заключенные в течение 3 лет, если они имеют признаки недействительности;
  • привлечь учредителей, руководителей к субсидиарной ответственности, если финансовая несостоятельность наступила по их вине.

Статья 185.1. Банкротство участников рынка ценных бумаг, паевых инвестиционных фондов и негосударственных ПФ, клиринговых

За счет средств, полученных в процессе конкурсного производства, в первоочередном порядке должны быть удовлетворены обязательства перед:

  • кредиторами, с которыми заключены договора банковского вклада и банковского счета;
  • лицами, перед которыми имеются обязательства за причинение вреда жизни и здоровью.

Детали процедуры

Что касается страховых организаций, то процедура признания неплатежеспособности компании может быть не связана с тем, отозвана лицензия или нет. В таких судебных процессах  также принимает участие орган власти, который осуществляет контроль за деятельностью страховых организаций.

Должник или управляющий должны в 10-дневный срок после начала наблюдения или конкурсного производства сообщить об этом в уполномоченный орган.

При наступлении страхового случая страхователь может потребовать страховую выплату. Если на момент признания финансовой несостоятельности страховой случай не произошел, договор со страхователем прекращается, а сам страхователь может потребовать вернуть часть уплаченных денежных средств.

Статья 183.16. Признаки банкротства и рассмотрение дела о банкротстве финансовой организации

Для требований кредиторов 3-ей очереди устанавливается следующий порядок ответа по ним:

  • договора обязательного личного страхования;
  • другие договора обязательного страхования;
  • договора личного страхования;
  • другие кредиторы.

Статья 183.13. Анализ финансового состояния финансовой организации

В случае реализации имущества в период внешнего управления, к новому собственнику передаются все права и обязанности по договорам, страховой случай по которым не наступил. На этапе конкурсного производства  передача может быть осуществлена только, если новый покупатель согласен взять на себя действительные договоры страхования.

В качестве покупателя может выступать компания, у которой есть лицензия на ведение рассматриваемого вида страхования и имеющая необходимый объем активов для выполнения обязательств по переходящим к ней договорам.

При проведении процедуры банкротства профессионального участника рынка ценных бумаг также привлекается уполномоченный орган, контролирующий данную деятельность.

Как и в рассмотренном выше случае, арбитражному управляющему необходимо в 10-дневный срок после начала процедуры банкротства уведомить об этом:

  • федеральный орган по регулированию рынка ценных бумаг;
  • организацию, в которой работает участник;
  • клиентов.

После того как начинается внешнее управление или конкурсное производство, ценные бумаги должны быть возвращены клиентам, если  в заключенном между клиентом и должником или арбитражным управляющим соглашении не оговорено других условий.

В случае, когда ценных бумаг, находящихся в распоряжении должника недостаточно, чтобы исполнить требования клиентов, они возвращаются пропорционально требованиям всех клиентов.

Непогашенные обязательства перед клиентами должны быть удовлетворены в период конкурсного производства

Применяемые меры

В число мер, которые могут быть предприняты в случае банкротства финансовых организаций, входят:

  • проведение финансовых вливаний участниками организации;
  • реструктуризация активов и пассивов компании;
  • увеличение уставного капитала;
  • реорганизация компании;
  • иные меры, не противоречащие законодательству.

При определении мер, которые будут использованы для вывода организации из финансового кризиса, должен быть разработан план, который направляется на утверждение в контролирующий орган.

В проекте прописывают, какие меры будут способствовать восстановлению платежеспособности, а также сроки, в которые будет получен результат. Продолжительность срока не может превышать полгода. К проекту прилагают финансовую документацию, подтверждающую реальность проекта.

Статья 186.1. Особенности банкротства негосударственных пенсионных фондов

Сроки

К применению мер по предупреждению банкротства могут привести следующие обстоятельства:

  • неоднократный отказ от выполнения денежных обязательств должником в течение месяца;
  • отсутствие выплат по обязательным платежам в срок, превышающий десятидневный, с момента их наступления;
  • отсутствие денежных средств в объеме, необходимом для выполнения обязательств.

Контрольный орган назначает временного управляющего в 30-дневный срок после получения плана по восстановлению платежеспособности. Временное управление может вводиться на период от 3 до 6 месяцев. После проведения финансового анализа в течение 45 дней в контрольный орган должен быть предоставлен отчет о финансовом состоянии компании.

В течение 10 дней после получения отчета контрольный орган может принять решение:

  • направить в суд заявление с целью признания неплатежеспособности компании;
  • о проверке обеспечения финансовых обязательств компании и проведении мероприятий по предупреждению банкротства.

При подаче в суд заявления о признании банкротства, деятельность временного управляющего прекращается и начинается процесс конкурсного производства. Рассмотрение дела не должно превышать 4-хмесячный срок с момента подачи заявления.

Помощь и управление

При банкротстве кредитной организации могут применяться следующие меры финансовой помощи:

  • Размещение финансовых средств на ее депозитном счете. При этом период возврата не должен превышать полгода, а ставка, по которой начисляются проценты, не может быть выше ставки рефинансирования, которая устанавливается Центральным Банком.
  • Предоставление поручительств по кредитам, имеющимся в кредитных организациях.
  • Компании может быть предоставлена отсрочка либо рассрочка платежа.
  • При согласии кредиторов может быть осуществлен перевод долга.
  • Перенаправление прибыли компании на проведение мероприятий по финансовому оздоровлению.
  • Внесение дополнительного взноса в уставный капитал организации.
  • Прощение долга.
  • Использование новации.

В некоторых случаях Центральный Банк может назначить специальный орган, который будет осуществлять управление кредитной организацией – временную администрацию.

Временной администрации могут быть в полном объеме либо частично переданы функции исполнительных органов кредитной организации. Соответственно, функции исполнительных органов ограничиваются либо приостанавливаются. Продолжительность временного управления не может превышать полугодового срока.

Также Банк России может потребовать от должника проведения процедуры реорганизации, которая представляет собой слияние или присоединение. При этом заключаются договора, в которых указываются сроки и условия реорганизации.

Справка о банкротстве должна предоставляться по первому требованию желающего.

Читайте тут, как производится оценка вероятности банкротства.

Какие особенности банкротства физических лиц ожидают граждан в 2019 году — расскажем далее.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: http://calculator-ipoteki.ru/bankrotstvo-finansovyh-organizacij/

Асс в праве
Добавить комментарий